Тема 9. Общее понятие о системе методов. Классификации методов обучения и их характеристика.
Метод — это основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Система педагогических методов — это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в ЦПП.
Классификация методов обучения:
- по источнику информации (словесные, наглядные, практические);
- по способу усвоения (информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский);
- по способу деятельности учителя и ученика (методы устного изложения, работа учащихся, наблюдения учащихся);
- по дидактической цели (методы сообщения новых данных, методы закрепления знаний, методы проверки и оценки знаний);
- соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К.Бабанского – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля).
Система педагогических методов
Организация деятельности
А) формирование знание, понятий, суждений, убеждений (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, работа с книгой);
Б) формирование умений, навыков, привычек, воли, характера (упражнение, поручение, пример, педагогическое требование, подражание);
В) развитие переживаний, отношений (соревнование, поощрение, наказание), наблюдение
Лекция . Рассказ или лекция учителя способствуют накоплению в активной памяти учащихся определенного материала, последующее обобщение которого открывает путь к формированию понятий и правил. Эти методы будут эффективны в том случае, когда устное изложение учебного материала отличается целенаправленностью в его
Работа с книгой также направлена на формирование знаний, понятий, суждений, убеждений и используется как в учебной» и так и во внеучебной деятельности.
Таким образом, методы формирования сознания имеют исключительно большое значение в целостном педагогическом процессе и полностью отвечают цели, содержанию, а также принципам педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.
Упражнение — это многократное выполнение определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков. Как педагогический метод упражнение используется при выработке умений читать, писать, считать и т. п., а также умении вести себя с людьми, навыков ответственного отношения к учебе и др.
Поручение — возложение на учащегося (воспитанника) исполнения чего-либо (заботу о ком-то, о чем-то). К поручениям можно отнести практические, лабораторные работы, выполнение трудовых заданий, графические работы и пр. Поручение, возложенное на ученика учителем (воспитателем, взрослым), избранное им самим или исходящее от коллектива, формирует навыки общественного поведения, вырабатывает привычки учебной деятельности, закаляет характер и волю.
Пример — это действие, служащее образцом для подражания. Подражать — значит делать по какому-то образцу. При помощи этих способов взаимодействия вырабатываются навыки, умения, привычки, связанные с учебной деятельностью, а также нравственные, трудовые, физические и пр., формируется воля, характер.
Соревнование — форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве. Этот метод в современных условиях приобретает особое значение, ибо жизнь в условиях рынка — это постоянное состязание, это победа более высокой квалификации, это превосходство определенных личностных качеств и свойств личности
Поощрение заключается в том, что учитель (воспитатель), выявив положительное в поведении, действиях ребенка, стимулирует его образование, развитие в этом направлении. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует самообразование самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. К поощрениям можно отнести одобрение, похвалу, благодарность, г1Одарок, грамоту, медаль и др.
Наказание — это мера воздействия против грубого нарушения норм поведения и деятельности, направленная на преодоление недостатков в личности ученика (воспитанника).
Недопустимо физическое наказание, наказание хладнокровное, без гнева, наказание в присутствии других, угроза наказанием, наказание уроками, чтением, работой, наказание больных или еще не совсем оправившихся после болезни детей, наказание в виде физической, душевной травмы, любой неудачи; наказание, когда сам взрослый не в духе, огорчен и пр., наказание личности, а не ее поведения, действий.
Как уже отмечалось, соревнование, поощрение и особенно наказание — это методы дополнительные, когда другие уже не действуют. Теория гуманистической педагогики отвергает наказание совсем; теоретически с этим нельзя не согласиться, но практически наказание неизбежно входит в общение с детьми, именно в практике необходимо помнить слова древних: "Все есть не зло, все есть лекарство.
- Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Тема 2. Естественная природа и социальная сущность человека. Процесс развития личности.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 4. Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 6. Законы, закономерности и принципы обучения.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Формы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- Тема 9. Общее понятие о системе методов. Классификации методов обучения и их характеристика.
- Тема 10. Общее понятие педагогических технологий. Характеристика основных групп педагогических технологий.
- Тема 11. Сущность и содержание процесса воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Тема 12. Цель воспитания как педагогическая проблема. Система целей воспитания.
- Тема 13. Движущие силы воспитания.
- Тема 14. Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Тема 15. Формы организации процесса воспитания, их назначение. Условия педагогического поиска форм воспитания.
- Тема 16. Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Тема 17. Принципы воспитания, их характеристика.
- Тема 18. Общие методы и приемы воспитания.
- Тема 19. Общие закономерности воспитания, их характеристика.
- Тема 20. Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- 2.2. Социальная педагогика
- Тема 1. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- Тема 2. История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- Тема 3. Социальная педагогика в России: исторический опыт.
- Тема 4. Основные направления и формы социально-педагогической практики в современных условиях.
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 6. Основные направления, формы и методы профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков.
- Тема 7. Основные проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Тема 8. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность, факторы и механизмы социализации.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 10. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы.
- Тема 11. Теоретические основы, проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности. Основы социальной работы
- Тема 1. Феноменология понятия «социальная работа». Понятийное пространство, объект, субъект социальной работы.
- Тема 2. Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Тема 3. Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Тема 4. Этический и профессиональный кодекс социального работника
- Тема 5. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Тема 6. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Тема 7. Типы теорий и моделей социальной работы.
- Тема 8. Понятие «метод» в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач.
- Тема 9. Классификация методов в зависимости от количества клиентов.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 11. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика, адаптация).
- Тема 12. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (коррекция и терапия, реабилитация).
- Тема 13. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 16. Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Тема 17. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Тема 18. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Тема 19. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Тема 20. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Тема 21. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Тема 22. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства. Мтрсп
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.