Вопрос: Какие новые идеологии возникли в XX веке? в чем их особенности?
Ответ. Национализм — идеология, основанная на абсолютизации роли своего этноса или нации и пренебрежительном, дискриминационном отношении к представителям других этносов.
Этнический национализм исходит из того, что нация-этнос обладает исключительным правом на государственность и все ресурсы, с нею связанные.
Принципиальная особенность этнического национализма состоит в притязании на то, что вся жизнь в стране должна строиться на принципах приоритетности интересов одного, доминирующего, этноса.
Наиболее характерными примерами этнического национализма в XX веке стало его распространение в Италии и Германии в условиях глубокого кризиса этих стран после Первой мировой войны. Совсем недавно, уже в конце XX века, этнонационализм получил распространение в бывших югославских республиках, а также в бывших прибалтийских республиках Советского Союза.
Технократизм — идеология, обосновывающая необходимость передачи власти к специалистам конкретных областей знания. Термин появился в начале 30-х годов XX века и был вызван повышением роли специалистов в области физики и химии в развитии общества. Затем это понятие было распространено на другие социально-профессиональные категории и возникло представление не только о производственной и технологической, но и о политической власти управленцев и специалистов. Появление идеологии технократизма обусловлено возрастанием роли научно-технического и другого знания на властные структуры и процессы принятия политических решений, общим ростом интеллигенции, доходящей в развитых странах до 30—35% активного населения, и образованием нового класса профессионалов всех рангов, начиная от квалифицированных рабочих и кончая профессорским составом университетов.
Теория «постиндустриального общества» — это социально-политическая концепция, объясняющая основные закономерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса и применяемая для обозначения высшей стадии эволюции современного западного общества.
Согласно теории постиндустриального общества историческое развитие было разделено на три этапа. Первый этап — доиндустриальный, характеризующийся преобладанием аграрного сектора в экономике, традиционных социальных отношений и политических институтов. Второй этап — индустриальный, спецификой которого является доминирование промышленного сектора и модернизация социальных и политических институтов общества. Третий этап — постиндустриальный, который отличается выдвижением на первый план сферы услуг и производства знания. По мнению Д. Белла, этап постиндустриализма относится к концу XX века.
Белловская теория постиндустриального общества вызвала критику со стороны ряда западных экономистов и социологов. Отмечалось, что само понятие «постиндустриальное общество» не несет положительного определения нового социального состояния. В этой связи ряд исследователей ввели понятие «информационное общество». Теория информационного общества рассматривалась ими как развитие теории постиндустриального общества. В частности, так называлась работа И. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1980). Збигнев Бжезин-ский в книге «Между двух эпох» (1970) выдвинул концепцию «технотронного общества», которая обосновывала возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве технократов.
Теория информационного общества описывает постиндустриальное общество в контексте информационной революции. Понятие «информационное общество» введено японским ученым К. Коямой, на основании работ которого в Японии в 1972 году был принят «План информационного общества: национальная цель к 2000 году». В концептуальном отношении из теории постиндустриального общества была заимствована схема исторического развития человечества, прошедшего этапы доиндустриального, индустриального и постиндустриального прогресса. Каждому из перечисленных этапов, по мнению сторонников информационного общества, соответствовал свой доминирующий сектор экономики. Для аграрного этапа было характерно доминирование первичного сектора (сельского хозяйства). Для индустриального — вторичного сектора (промышленности). Для постиндустриального — третичного сектора (сферы услуг и досуга). В теории информационного общества к третичному сектору постиндустриализма был добавлен еще один — информационный сектор, который являлся системообразующим.
Информация объявляется в рамках этой теории ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Они открывают возможности в поиске оптимальных приемов и методов рационально-технического решения различных проблем, в том числе социальных, экономических, внедрения основ своего рода социальной инженерии при разрешении комплексных вопросов социального и политического планирования и прогнозирования. Информационные технологии позволяют осуществить децентрализацию и деурбанизацию производства, осуществить возврат к «домашней индустрии» на основе современной электронной техники. На смену массовому производству приходит гибкое, мелкосерийное производство товаров, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных научно-исследовательских затрат. Формируется новая культура потребления — установка на приобретение вещей одноразового использования, ускоренное обновление товаров, считавшихся товарами длительного пользования.
Отличительным признаком информационного общества считается изменение характера межличностных отношений, которые становятся все менее стабильными. Развитие коммуникаций и увеличение благосостояния дают возможность свободно менять место жительства. В политической сфере прогнозируется ослабление роли национального государства, усиление роли этнических, культурных, религиозных меньшинств, а также ожидается постепенный переход от представительной к плебисцитарной форме демократии.
Информационное общество ожидает обострение ряда противоречий. Ускоренная трансформация ценностных систем повышает вероятность значительных расхождений между индивидуальными и социальными ценностными ориентациями. Утрачивается согласие, теряются единые стандарты поведения, общие правила, язык. Калейдоскоп ценностных ориентации и предпочтений порождает резкий рост субкультур, что приведет к усилению конфликтогенности общества.
В самом деле, существует принципиальная разница между информационным обществом и обществом гуманистическим. Дело в том, что слово и информация характеризуются принципиальным отличием. Слово всегда несет смысловую нагрузку, информация 5ке не обязательно. Информационный продукт индифферентен к проблеме смысла, истинности. Он может заключать в себе ложное содержание. Отход от смысла, истины есть в то же время отход от человека. То, что происходит сегодня с языком, означает массовое повреждение человеческого сознания. Причины этого кроются и в характере прогресса нашего времени, названного веком информации. Феномен обесчеловечивания во многом порожден информационными технологиями, самим информационным обществом.
В истории культуры слово всегда играло концептуальную роль и всегда ассоциировалось с первоначалом всего сущего. Слово было синонимом истины и в этом плане слово совпадало с понятием смысла жизни. Повсеместное наступление информационных технологий, подминающих сложившиеся в веках человеческие ценности, ведет к тому, что одерживает верх холодный и равнодушный прагматизм. В результате информатизация ведет к потере словесной концептуальности, к утрате человеком своего первородного начала — слова, а следовательно, истины. Обилие информации приводит обесцениванию того, ради чего информация осваивается к обесцениванию Истины. Ум погружается в пучину информационной тьмы (массы сведений и впечатлений), отторгается от мыслящей души и сердца. Осознание этого факта является важнейшим условием перехода человека на гуманистическую траекторию движения.
Современный мир явил рождение очень многих политических и идеологических феноменов. К этим феноменам следует отнести такие идеологии, как глобализм и анти-глобализм.
Сегодня о глобализации говорят и пишут много. С одной стороны, подчеркивается, что глобализация есть процесс необходимый, обусловленный экономической взаимозависимостью стран, развитием средств коммуникации и информатизации, распространением образования и знания, что ведет к переходу от простого взаимодействия народов и государств к формированию единого, целостного мира. С другой стороны, указывается на негативный характер глобализации, поскольку она ведет к эксплуатации слабых сильными, к нивелировке культур и унификации образа жизни, к политике двойных стандартов и однополюсному миру. Отсюда делается вывод, что надо сохранить позитивные и отсечь негативные тенденции в глобализации и тогда, дескать, глобализация будет протекать в интересах всего человечества.
При такой оценке глобализации смешиваются два принципиально разных понятия — глобализация и интеграция. Идеологи глобализации, прикрываясь объективными интеграционными процессами, называя их глобальными, на самом деле всячески противодействуют интеграционному вектору развития мировой цивилизации. Бесплатное присвоение природных, трудовых, интеллектуальных ресурсов человечества в интересах западных корпораций и потребителей — вот истинный мотив навязывания незападному миру свободного рынка и глобального либерализма. В известной степени это вынужден признать лауреат Нобелевской премии по экономике за 2002 год Джозеф Стиглиц, который отмечает, что «существует большой массив фактических данных и аналитических построений, подтверждающих, что глобализация усиливает экономическую нестабильность, а экономическая нестабильность способствует ослаблению чувства защищенности и увеличению масштабов нищеты». По замечанию российского философа Б. Н. Бессонова, «концепция глобализации — свидетельство кризиса западного философско-исторического, политического и тому подобного сознания. Все его модели: рыночные, либеральные, демократические, все его апелляции к свободе личности, к частной собственности и т. д., по сути, терпят крах. Глобализация — очередная попытка Запада навязать миру, с одной стороны, свое фальсифицированное мировоззрение, с другой — укрепить свое, пока еще весьма ощутимое, господство над многими странами мира».
Один из самых интересных и значительных идеологических феноменов современного мира — антиглобализм. Формально за дату рождения антиглобализма можно принять 1994 год. В этот год субкоманданте Инсурхенте Маркое (подчеркивая своим званием преемственность дела Эрнесто Че Гевары) во главе небольшого отряда индейцев попытался захватить четыре главных города штата Чиапас на юге Мексики. Правительственным войскам удалось уничтожить основную часть повстанцев, но уцелевшие во главе с Маркосом ушли в джунгли, где набрали новых сторонников и заявили о себе на весь мир. За последние годы Маркое смог добиться многого: были приняты законы касательно этнических меньшинств, был ликвидирован целый ряд военных блокпостов-крепостей, сам Маркое выступил с главной трибуны страны. Сейчас повстанческие группы действуют не только в Мексике и Латинской Америке, отдельные отряды существуют даже в Океании.
Партизанское движение — далеко не единственная форма антиглобализма. Пожалуй, самая известная мировой общественности антиглобалистская деятельность — это огромные митинги, демонстрации и манифестации, которыми сопровождаются, в первую очередь, саммиты «большой восьмерки», Всемирного экономического форума, Европейского союза, заседания МВФ, ВБ, ВТО. За последние несколько лет массовые демонстрации антиглобалистов прошли в Праге, Монреале, Ницце, Квебеке, Барселоне, Лондоне, Вашингтоне, Давосе, Сеуле, Париже, Генуе, Нью-Йорке, Эвиане, Салониках, Гвадалахаре. Так, в Генуе в 2001 году на саммите «большой восьмерки» общее количество антиглобалистов превысило 150 тыс. человек, а внимание журналистов привлекал отнюдь не сам саммит.
Под общим названием «антиглобалист» группируются марксисты, «зеленые», анархисты, изоляционисты, хиппующие студенты, представители профсоюзов, сторонники религиозных организаций и экзотических культов, безработные. В настоящее время насчитывается более 500 антиглобалистских организаций самого разного толка. Антиглобалисты протестуют против глобализации на благо богатых и во вред бедным, против глобализации, думающей и отвергающей демократию, против глобализации, разрушающей экологию планеты. На глазах возникает новая символика, культура, идеология антиглобализма. Книги политолога Ноама Хом-ски, романы Сьюзен Джордж и Стюарта Хоума, эссе и стихи команданте Маркоса, наконец, «Империя» Тони Негри — фундаментальное исследование финальной фазы рыночного строя, написанное итальянским профессором в тюрьме, формируют сознание миллионов молодых людей, несогласных с политикой глобализации.
Естественно, что такое разнообразное явление заключает в себе несколько центров. Мощнейшее ядро движения — марксизм, вокруг которого концентрируются все левые силы. Как известно, в настоящее время Западная Европа переживает один из самых сильных всплесков левого движения с 1968 года. Это самое многообещающее и далеко идущее движение антиглобалистов.
Другое достаточно сильное течение антиглобализма — «зеленые». Их деятельность не ограничивается крупными форумами. Это движение вызывает больше всего сочувствия в обществе. Между и рядом с этими основными центрами антиглобализма вращается чрезвычайно яркий и разномастный поток идей различного толка, что не только не выбивается из общей картины, но даже придает антиглобализму определенный выигрышный образ собрания неординарных, интеллектуальных и творческих людей. Некоторые исследователи подчеркивают инновационность антиглобалистов, указывая на использование ими передовых технологий, разнообразие в средствах протеста. Действительно, разобрать в колоннах антиглобалистов, где панк, анархист или марксист, — практически невозможно, зачастую это одно и то же лицо. Многие исследователи считают, что это действительно постмодернистский признак бурного протеста, называемого антиглобализмом.
- Раздел 1.
- Идеология и ее роль в жизни общества
- Вопрос: Ученые, политики в разное время по-разному определяли идеологию. Какое из определений наиболее отвечает требованиям сегодняшнего дня?
- Вопрос: Является ли идеология неотъемлемой частью функционирования любого государства?
- Вопрос: Меняется ли значение идеологии для государства по мере развития человеческого общества?
- Вопрос: Каковы наиболее характерные черты либерализма как идеологии? Какие ценности он выражает и пропагандирует?
- Вопрос: Каковы основные характерные черты консерватизма и неоконсерватизма?
- Вопрос: в чем суть основных направлений социалистической идеологии?
- Вопрос: Какие новые идеологии возникли в XX веке? в чем их особенности?
- Вопрос: в мусульманских странах Центральной Азии, Ближнего Востока в последнее время получают распространение радикальные течения ислама. В чем их идеологическая суть?
- Раздел 2. Белорусская национальная идея и идеология белорусского государства
- Вопрос: в лексиконе политологов, политиков и государственных деятелей часто употребляется понятие «белорусская национальная идея». В чем его суть?
- Вопрос: 25 марта 1918 г. Белорусскими националистами в условиях германской оккупации была провозглашена Белорусская Народная Республика (бнр). Являлась ли бнр реальным государственным образованием?
- Вопрос: До настоящего времени в определенных кругах существует точка зрения, согласно которой в Беларуси господствует коммунистическая идеология. Насколько правомочны такие заключения?
- Вопрос: Каковы основные вехи становления белорусской государственности ?
- Вопрос: Какова роль Конституции в жизни белорусского государства и общества?
- Вопрос: Какие наиболее значимые права граждан прописаны в Основном Законе нашей страны и как они реализуются?
- Вопрос: в первой статье Конституции страны дано определение Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства. В чем сущность данного определения?
- Вопрос: Республика Беларусь является суверенным государством. В чем проявляется важнейшее свойство суверенитета белорусского государства?
- Раздел 3. Реализация идеологии белорусского государства в основных сферах жизни общества
- Вопрос: Какие основные функции осуществляет Президент Республики Беларусь?
- Вопрос: Каковы функции Парламента Республики Беларусь?
- Вопрос: Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Какое место занимает Совет Министров в системе органов государственной власти?
- Вопрос: Какова роль судебной власти в белорусском государстве?
- Вопрос: Можно ли говорить о белорусской модели экономического развития?
- Вопрос: Каковы основные черты белорусской экономической модели?
- Вопрос: Какие экономические позиции занимает Республика Беларусь в современном мире?
- Вопрос: Как обеспечивается государственное управление национальной экономикой?
- Вопрос: На третьем Всебелорусском народном собрании был провозглашен тезис «Государство для народа», в чем его сущность?
- Вопрос: Что означает понятие «социальное государство»? Каковы характерные черты социального государства в Республике Беларусь?
- Вопрос: в чем состоят цели социальной политики Республики Беларусь? Каковы ее приоритеты на современном этапе?
- Вопрос: Почему право на труд является фундаментальным, конституционным правом человека? Каковы направления и приоритеты государственной политики в области трудовых отношений?
- Вопрос: Что представляет собой система социальной защиты в Республике Беларусь? Каковы направления развития государственной социальной поддержки населения в Беларуси?
- Вопрос: Каковы основы построения пенсионной системы в Республике Беларусь? Каковы ее возможности по обеспечению повышения уровня пенсий?
- Вопрос: в Республике Беларусь после распада ссср сохранилась государственная молодежная политика. В чем заключается ее сущность?
- Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность молодежного движения в республике?
- Вопрос: Насколько широко наша молодежь используется в научно-исследовательской работе?
- Вопрос: в Беларуси проживает около 2,5 млн. Молодых граждан. Какова перспектива юношей и девушек, живущих в сельской местности, и насколько они заняты в сельскохозяйственном производстве?
- Вопрос: Насколько ряды белорусской армии пополняются молодыми кадрами?
- Вопрос: Какие проблемные вопросы существуют у белорусской молодежи?