II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:
«Бить цены» — снижать цены с целью вытеснения конкурентов с рынка или ослабления их положения.
«Висяк», «зависший товар» — товар, который не пользуется спросом и потому скапливающийся в значительном количестве у предпринимателя. «Сбросить» значит реализовать по низким ценам.
«Забашлять» — дать кому-либо из официальных лиц, находящихся на рынке взяткудля разрешения на реализацию коммерческого предприятия или для снятия угрозы применения формальных санкций за нарушение каких-либо правил. Само слово, также связанное с уголовным жаргоном, используется в нейтральном оценочном значении, обозначая привычный элемент рыночной повседневности, принятой нормы.
«Крутые бабки» — крупная сумма денег. Вообще слово «крутой» подразумевает высшее проявление какого-либо качества.
«Ломить цены» — устанавливать цены на товар, значительно превосходящие принятые на данном рынке пределы цен.Обычно это делают предприниматели, плохо информированные о ситуации на конкретном рынке, что часто отрицательно сказывается на их коммерческой деятельности; торговцы, стоящие на проходимых местах; в некоторых случаях — предприниматели, обладающие набором психологических качеств, необходимым для «агрессивного маркетинга».
«Накрутка» — устанавливаемая предпринимателем торговая прибыль на определенный вид товара.
«Нал», «налик» — наличные деньги.
«Отбить место» — полученной в ходе торговли прибыль (как правило, в течение торгового дня) покрыть издержки на оплату торгового места.Обычно произносится при ответе на вопрос: «Как дела?», «Как торговля?».
«Подгон(ка)» — создание коммерсантом искусственного ажиотажного спроса, привлечение внимания к товару со стороны максимального количества покупателей, с целью увеличения объема продаж.Для этого нанимаются люди, исполняющие роль «оптовиков», они инсценируют оптовую покупку товара. Нередко реальные оптовики заражаются их энтузиазмом и приобретают какой-либо товар. По нашим наблюдениям, «подгонка» особенно активно используется представителями цыганского сегмента рынка. Естественно, подобный прием, хотя и дает в ситуации огромного наплыва посетителей к временный эффект, не способствует формированию предпринимательства, ориентированного на постоянную клиентуру, на завоевание положительной репутации, расширение товарооборота.
«Помазать» — один из устоявшихся ритуалов торговли: продавец должен первыми вырученными деньгами прикоснуться ко всему своему товару, что как бы обеспечивает успешную торговлю в течение всего дня. «Помазать» можно не только свой, но и соседний товар, при особом расположении к соседу.
Хорошо, удачно, круто «подняться», «раскрутиться» — совершить удачную коммерческую сделку,добиться максимизации выгоды.Символизируют успех торговой деятельности, обозначают главный мотив предпринимательства. Например, говорят: «Он сумел круто подняться на китае», «Раньше хорошо поднимались на турецкой коже, а теперь по своей цене продать не могу» и т.д.
«Почин» — начало торговли, первый проданный товар. «С почином» — ритуальное поздравление с началом торговли.
«Проходимость» — слово, обозначающее количество потенциальных покупателей, проходящих в течение дня тех или иных торговых мест. Уровень «проходимости» характеризует и различные рынки, так как зависит от того, в каком месте города они находятся, от площади, занимаемой каждым, от времени существования и т.р..
«Развеска» — способ представления товаров потенциальным покупателям.
На «реализацию» дать, взять товар — одна из форм партнерства, заключающаяся в предоставлении «хозяином» своего товара другому лицу на условиях возврата всей или части стоимости товара по истечении определенного срока по мере продажи товара. Для подобной формы партнерства требуется высокая степень доверия, поэтому товар дается на реализацию либо близким родственникам, либо знакомым, которых хозяин знает продолжительное время как надежных людей. Реализация является взаимовыгодной формой партнерства, поскольку хозяин снижает издержки, а доверенное лицо не вкладывает деньги в закупку.
«Светиться», «засветиться» — оказаться под контролем официальных органов. Предприниматели предпочитают не обнаруживать перед представителями официальных властей особенности своих хозяйственных практик. Иногда «засветиться» можно и перед представителями криминальной среды, что потенциально чревато получением угроз и необходимостью «договариваться» с «крышей», «бандитами» (см.).
«Сделать два, три... конца» — получить торговую прибыль соответственно в 100, 200 и т.д. процентов.
«Тариться» — закупать товар (как правило, крупными партиями).
«Точка» — торговое место, очень точно обозначает элемент пространственной организации рыночной структуры. За обладание выгодными «точками» (то есть обладающими высокой «проходимостью») между предпринимателями ведется конкурентная борьба.
«Турция», «вьетнам», «китай», «польша», «корея» и т.д. — название импортного товара, ввозимого из соответствующих стран.
«Уйти в минуса» — говорится, когда издержки превосходят выручку от торговой деятельности. Если подобная ситуация повторяется, то следствием оказывается «сбрасывание товара по своей цене» с целью вернуть хотя бы часть вложенных денег, а то и разорение.
«Шмонать», «устраивать шмон» — обозначает проверку официальными лицами (таможенниками, милицией, налоговой службой) провозимого товара с целью его соответствия таможенной декларации, правилам ввоза определенной товарной номенклатуры и другим официальным документам).Это действие воспринимается рыночными агентами скорее не как регулярное осуществление обязательной формальной процедуры, а как символическое действие властей, обозначающее необходимость дачи взятки.
- Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету Москва
- Публикация осуществлена в рамках программы “Российские общественные науки: Новая перспектива” при поддержке Фонда Форда (сша).
- Isbn 5-89554-154-2
- Содержание
- Социальная динамика десятилетия и ее отражение в социологических исследованиях (Вместо предисловия)
- Е.И. Иванова новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся россии
- Российская модель брачности
- «Омоложение» рождаемости
- Изменения в нормах сексуального поведения
- «Вынужденные» браки
- Сожительства и внебрачные рождения
- Разводы
- Компоненты изменений в процессе формирования семьи
- Т.Ю. Черкашина Субъективно нормальный доход: факторы дифференциации
- О.А.Александрова Современный идейный контекст становления российского среднего класса Проблема
- Методика исследования
- Отношение к участию граждан в политическом процессе
- Отношение сми к основным политическим институтам
- Отношение сми к демократическому контролю за властью
- Отношение сми к социальному контролю
- Формируемые сми представления о роли государства в рыночной экономике
- Отношение к индивидуализму и солидарности
- Ю.А. Зеликова Стратегии социального производства и воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детей Введение
- Немного о терминологии
- Критерии определения нового обеспеченного класса
- Формирование стиля жизни нового обеспеченного класса
- Роль образования для формирования и воспроизводства нового обеспеченного класса
- Реконверсия экономического капитала в символический капитал
- Реконверсия экономического капитала в культурный капитал следующего поколения
- Реконверсия экономического капитала в образовательный капитал ребенка
- Реконверсия экономического капитала в социальный капитал
- Реконверсия капитала в решение личных и семейных проблем
- Заключение
- Л.Е.Бляхер модель открытого общества в нестабильных социальных системах
- Исторический экскурс
- Потрясения и риски в нестабильных обществах
- Проблема самоидентификации
- Докризисные ориентиры
- Виртуальные страты
- Типология стратегий поиска своей страты
- * * *
- А.Н.Демин Самоорганизация при потере работы и формы ее поддержки
- Цель исследования и его эмпирическая база
- Совладающее поведение
- Конструктивные формы самоорганизации безработных
- Формы поддержки процессов самоорганизации безработных
- И.П. Попова особенности маргинального статуса безработных специалистов
- Понятие маргинальности
- Безработные специалисты
- Эмпирическая база исследования
- Результаты исследования
- Е. С. Балабанова социально-экономическая зависимость женщины
- Методологические основания исследования
- Субъекты экономической поддержки
- Факторы социально-экономической зависимости
- Последствия зависимости
- В.Н.Титов Вещевой рынок: действующие лица и нормы их взаимоотношений
- I. Общая характеристика исследования
- II. Результаты исследования
- I. Слова, обозначающие социальные статусы рыночных контрагентов:
- II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:
- III. Выражения, обозначающие нормы и санкции
- Заключение
- Е. В. Жижко российская трудовая этика в социально-психологическом контексте экономической реформы
- Трудовая этика православия
- Советские персонифицированные идеалы
- Трудовые модели-идеалы в литературных произведениях
- Образы «труд», «собственность», «богатство», «бедность» в сибирском фольклоре
- Основные результаты исследования
- М.Г.Садовский, а.А.Глисков Права детей и подростков: анализ ситуации и перспективы Проблема
- Объект и предмет исследования
- Результаты исследования правосознания подростков
- Права детей и подростков: представления взрослых
- Заключение
- А.С. Скороходова Социологический анализ феномена подростковых граффити Введение
- Контент-анализ граффити
- Результаты
- Отношение старшеклассников к граффити
- Результаты
- Заключение
- Сведения об авторах