logo search
Материалы для изучения социологии / Основы социологии

II. Слова и выражения, обозначающие хозяйственные практики, формы взаимодействия рыночных контрагентов:

«Бить цены» — снижать цены с целью вытеснения конкурентов с рынка или ослабления их положения.

«Висяк», «зависший товар» — товар, который не пользуется спросом и потому скапливающийся в значительном количестве у предпринимателя. «Сбросить» значит реализовать по низким ценам.

«Забашлять» — дать кому-либо из официальных лиц, находящихся на рынке взяткудля разрешения на реализацию коммерческого предприятия или для снятия угрозы применения формальных санкций за нарушение каких-либо правил. Само слово, также связанное с уголовным жаргоном, используется в нейтральном оценочном значении, обозначая привычный элемент рыночной повседневности, принятой нормы.

«Крутые бабки» — крупная сумма денег. Вообще слово «крутой» подразумевает высшее проявление какого-либо качества.

«Ломить цены» — устанавливать цены на товар, значительно превосходящие принятые на данном рынке пределы цен.Обычно это делают предприниматели, плохо информированные о ситуации на конкретном рынке, что часто отрицательно сказывается на их коммерческой деятельности; торговцы, стоящие на проходимых местах; в некоторых случаях — предприниматели, обладающие набором психологических качеств, необходимым для «агрессивного маркетинга».

«Накрутка» — устанавливаемая предпринимателем торговая прибыль на определенный вид товара.

«Нал», «налик» — наличные деньги.

«Отбить место» — полученной в ходе торговли прибыль (как правило, в течение торгового дня) покрыть издержки на оплату торгового места.Обычно произносится при ответе на вопрос: «Как дела?», «Как торговля?».

«Подгон(ка)» — создание коммерсантом искусственного ажиотажного спроса, привлечение внимания к товару со стороны максимального количества покупателей, с целью увеличения объема продаж.Для этого нанимаются люди, исполняющие роль «оптовиков», они инсценируют оптовую покупку товара. Нередко реальные оптовики заражаются их энтузиазмом и приобретают какой-либо товар. По нашим наблюдениям, «подгонка» особенно активно используется представителями цыганского сегмента рынка. Естественно, подобный прием, хотя и дает в ситуации огромного наплыва посетителей к временный эффект, не способствует формированию предпринимательства, ориентированного на постоянную клиентуру, на завоевание положительной репутации, расширение товарооборота.

«Помазать» — один из устоявшихся ритуалов торговли: продавец должен первыми вырученными деньгами прикоснуться ко всему своему товару, что как бы обеспечивает успешную торговлю в течение всего дня. «Помазать» можно не только свой, но и соседний товар, при особом расположении к соседу.

Хорошо, удачно, круто «подняться», «раскрутиться» — совершить удачную коммерческую сделку,добиться максимизации выгоды.Символизируют успех торговой деятельности, обозначают главный мотив предпринимательства. Например, говорят: «Он сумел круто подняться на китае», «Раньше хорошо поднимались на турецкой коже, а теперь по своей цене продать не могу» и т.д.

«Почин» — начало торговли, первый проданный товар. «С почином» — ритуальное поздравление с началом торговли.

«Проходимость» — слово, обозначающее количество потенциальных покупателей, проходящих в течение дня тех или иных торговых мест. Уровень «проходимости» характеризует и различные рынки, так как зависит от того, в каком месте города они находятся, от площади, занимаемой каждым, от времени существования и т.р..

«Развеска» — способ представления товаров потенциальным покупателям.

На «реализацию» дать, взять товар — одна из форм партнерства, заключающаяся в предоставлении «хозяином» своего товара другому лицу на условиях возврата всей или части стоимости товара по истечении определенного срока по мере продажи товара. Для подобной формы партнерства требуется высокая степень доверия, поэтому товар дается на реализацию либо близким родственникам, либо знакомым, которых хозяин знает продолжительное время как надежных людей. Реализация является взаимовыгодной формой партнерства, поскольку хозяин снижает издержки, а доверенное лицо не вкладывает деньги в закупку.

«Светиться», «засветиться» — оказаться под контролем официальных органов. Предприниматели предпочитают не обнаруживать перед представителями официальных властей особенности своих хозяйственных практик. Иногда «засветиться» можно и перед представителями криминальной среды, что потенциально чревато получением угроз и необходимостью «договариваться» с «крышей», «бандитами» (см.).

«Сделать два, три... конца» — получить торговую прибыль соответственно в 100, 200 и т.д. процентов.

«Тариться» — закупать товар (как правило, крупными партиями).

«Точка» — торговое место, очень точно обозначает элемент пространственной организации рыночной структуры. За обладание выгодными «точками» (то есть обладающими высокой «проходимостью») между предпринимателями ведется конкурентная борьба.

«Турция», «вьетнам», «китай», «польша», «корея» и т.д. — название импортного товара, ввозимого из соответствующих стран.

«Уйти в минуса» — говорится, когда издержки превосходят выручку от торговой деятельности. Если подобная ситуация повторяется, то следствием оказывается «сбрасывание товара по своей цене» с целью вернуть хотя бы часть вложенных денег, а то и разорение.

«Шмонать», «устраивать шмон» — обозначает проверку официальными лицами (таможенниками, милицией, налоговой службой) провозимого товара с целью его соответствия таможенной декларации, правилам ввоза определенной товарной номенклатуры и другим официальным документам).Это действие воспринимается рыночными агентами скорее не как регулярное осуществление обязательной формальной процедуры, а как символическое действие властей, обозначающее необходимость дачи взятки.