logo search
книга семьеведенье Дивицына

2. Исторические формы брака

Знакомство с законодательством некоторых стран, устанав­ливающим минимальный возраст вступления в брак, позволяет обнаружить довольно «занятную» пестроту в определении его границ. В целом они колеблются от 9 до 18 лет для женщин и от 14 до 22 лет для мужчин, к тому же закон разрешает неко­торые исключения, а местные обычаи делают эти исключения более или менее частыми'.

В европейских государствах существует либо одинаковый для обоих полов брачный возраст, либо брачный возраст для мужчины несколько выше. Например, в Венгрии брач­ный возраст определен в 18 лет для мужчин и в 16 для жен­щин, в Польше—в 18 лет для мужчин и в 16 лет для жен­щин. В Англии могут вступить в брак лица, достигшие 16 лет; во Франции—женщины в 15 лет, а мужчины в 18.

В странах Азии, например, в Японии, могут вступить в брак мужчины в 18 лет, женщины в 16; в Китае—мужчины в 22 года (это самый высокий возраст для вступления в брак среди других стран мира), женщины в 20 лет; в Индии—мужчины в 21 год, женщины в 18 лет.

На американском континенте, например, в США минималь­ный брачный возраст различается по штатам. Для мужчин он определен в 14—18 лет, а для женщин—13—17 лет; в Канаде (провинция Квебек) минимальный брачный возраст для деву­шек 12—16 лет, для молодого человека—14—16; в Аргентине, Колумбии и Перу минимальный возраст для вступления в брак для мужчин определен в 16 лет, для женщин в 14; в Венесуэле, Парагвае, Чили и Эквадоре минимальный возраст для вступле­ния в брак для мужчин—14 лет, для женщин—12.

В Африке—в Египте и Алжире минимальный возраст для вступления в брак у мужчин определен в 18 лет, для жен­щин—в 16; а в Нигерии и Кении минимальный брачный воз­раст для девушек определен в 9 лет, для юношей—16—18.

В Австралии минимальный брачный возраст для мужчин— 18 лет, для женщин—16.

В большинстве стран, для вступления в брак людей, не достиг­ших брачного совершеннолетия, необходимо согласие родителей.

Сведения о семейном укладе народов, населявших терри­торию России до принятия христианства, весьма немногочис­ленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что когда у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских пле­мен—родичей, вятичей, кривичей еще сохранилась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. В различных источниках указываются несколько спо­собов заключения брака. Среди них наиболее древний—похи­щение невесты женихом без ее согласия, однако, постепенно увозу невесты начинают предшествовать сговор с ней.

С принятием христианства в России начинает действовать Номоканон—собрание византийского семейного права, состоя­щего из канонических правил и светских постановлений визан­тийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей и получил название Комчей книги. Церковное венчание, введенное в XI в., в то время прак­тиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, счи­тавшимися пережитком язычества.

Согласно установлениям Комчей книги, венчанию предше­ствовало обручение—сговор, во время которого родители неве­сты и жениха условливались о заключении брака и договари­вались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной «сговорной» записью. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как и брак, нарушение верности жениху рассма­тривалось в качестве прелюбодеяния. Был установлен мини­мальный возраст для вступления в брак—15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Священники отказывались венчать пре­старелых лиц. Запрещались браки с близкими родственни­ками. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Расторжение брака прак­тически не предусматривалось.

Реформы Петра I положили начало новому периоду в разви­тии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. Петр I попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. В 1722 г. его указом запрещалось женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». В 1744 г. указом Синода были запрещены браки для лиц старше 80 лет. «Брак от Бога установлен,—гласит указ,—для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно». В 1830 г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для муж­чин и до 16 лет для женщин. Для заключения брака необходимо согласие родителей, независимо от возраста жениха и невесты. С 1917 г. проводятся первые реформы семейного законода­тельства. Выходят декреты «О гражданском браке, детях и веде­нии книг актов гражданского состояния», «О расторжении брака» и др. В 1926 г. принят единый для обоих полов брачный воз­раст, который сохраняется и по сегодняшний день—18 лет. Разнообразие в определении брачного возраста свидетельствует о том, что в основе его законодательного закрепления лежит не какая-либо единая закономерность, а более конкретные практи­ческие мотивы. Возраст вступления в брак представляет интерес с точки зрения воспроизводства населения, поскольку он явля­ется одним из факторов, с которым связана рождаемость (веро­ятно, поэтому законодатель ориентировался на местные обычаи и традиции, корректируя их в ту или иную сторону).

Возраст вступления в брак—одна из основных характери­стик брачности населения страны. В статистическом анализе широко применяются традиционные показатели среднего брач­ного возраста. Он вычисляется на основе распределения по воз­расту вступающих в брак в данном году.

Особую ценность в демографическом и социологическом ана­лизе брачности и связанных с нею явлений представляет соче­тание возраста женихов и невест. Возраст мужчин и женщин при вступлении в брак широко варьирует. Встречаются браки, в которых муж намного старше жены и, наоборот, но чаще всего мужчина в среднем на 2—4 года старше жены. Информацию о возрасте вступления в брак можно получить при переписях и обследованиях населения, а также по данным текущего учета демографических событий.

Социологи отмечают следующие мотивы вступления в брак: любовь, общность интересов, кратковременное увлечение, сим­патия, чувство одиночества, чувство сострадания, вероятность скорого рождения ребенка, желание улучшить свое материальное положение, желание узаконить интимные отношения, давление родителей, желание иметь семью, желание иметь детей и т. д. В законодательстве многих стран при регистрации брака предусмотрено заключение брачного контракта (брачного договора). Брачный контракт—письменное соглашение жениха и невесты об урегулировании их взаимных прав и обязанно­стей по управлению и распоряжению имуществом.

Брачность и разводимость в России.

На протяжении более 30 лет ежегодно в России заключалось более миллиона браков. Годы максимальной брачности:

1960 г.—1499,6 тыс. браков;

1977—1979 гг.— более 1,5 млн браков.

Однако с 1992 г. их количество стало резко снижаться:

  1. г.—1277,2 тыс. браков;

  2. г.—1053,7 тыс. браков;

  3. г.—1106,7 тыс, браков;

  4. г.—1080,6 тыс. браков;

  5. г.—1075,2 тыс. браков;

  6. г.— 886,6 тыс. браков.

В 1996 г. количество зарегистрированных браков в России впервые оказалось меньше 1 млн.

Обратная тенденция наблюдалась с количеством разводов.

Если в 1960—1961 гг. в России ежегодно регистрировалось менее 200 тыс. разводов, то уже в 1972 г. их количество впервые перевалило за отметку 400 тыс. разводов, а в 1976 г.—за 500 тыс. разводов.

В 1991 г. ежегодное количество разводов впервые подошло к отметке 600 тыс. разводов, а в последующие годы превысило и эту громадную величину:

  1. г.— 639,2 тыс.;

  2. г.— 663,3 тыс.;

  3. г.— 680,5 тыс.;

  4. г.— 665,9 тыс.

Только в 1996 г. количество регистрируемых разводов существенно сократилось и составило 562,4 тыс. разводов.

Причины разводов определенным образом отражают общественные взгляды на функции брака. Изучая мотивы разводов, можно определить, каким семейным ценностям общество пре­дмет наибольшее значение, и наоборот.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный проблеме нестабильности семьи, показывает, что развод стал неким альтернативным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.

Среди объективных факторов дестабилизации семьи нужно отметить прежде всего «атомизацию»—сокращение среднего размера семьи и как следствие—ослабление внутрисемейных свя­зей. Эти структурные изменения переплетаются с резкими функ­циональными сдвигами: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье, снижение семейной воспи­тательной функции. Изменение традиционных ролей и функций привели к снижению уровня удовлетворенности браком.

Таким образом, развод является процессом, отражающим дисфункциональные изменения традиционной семьи.

Поскольку развод не привел к исчезновению института бра­ка, можно считать, что дестабилизация семьи отражает не ее гибель, интенсивное разрушение лишь традиционной семьи и переход семейных отношений в их историческом развитии к новому качественному состоянию—к демократической семье'. Наряду с высокими показателями разводимости—Россия занимает второе место после США—резко уменьшилась веро­ятность вступления в первый брак во всех возрастных груп­пах. Доля никогда не состоявших в браке у женщин—7,9%, у мужчин—13%. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. В 1989 г. на 100 разводов приходилось 54 повторных браков, а сегодня—36.

Происходит опасный для института семьи процесс размыва­ния системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и пред­ставлений о семейных половых ролях.

Почти 40% супругов обвиняют друг друга в принижении их роли в семье, что является серьезной базой конфликта.

Так известно, что домашним трудом в основном занимаются женщины. Женская бытовая занятость в 2—3 раза превышает мужскую. Разницу в затратах времени на домашний труд между " супругами подтверждают результаты исследований.

Затрата времени на домашний труд, %

Виды работ семьи

Жена

Муж

Оба вместе

Другие члены семьи

Покупка продуктов

28,0

11,0

33,0

28,0

Приготовление пищи

55,0

2,0

15,0

28,0

Мытье посуды

30,0

5,0

36,0

29,0

Уборка квартиры

35,0

4,0

31,0

30,0

Стирка

59,0

1,0

11,0

29,0

В условиях массового привлечения женщин к обществен­ному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супру­гами. Они удовлетворены браком.

Традиционно несправедливое распределение домашних обя­занностей в семье между супругами резко отрицательно сказы­вается на воспитании детей. Специальное обследование пока­зало, что половина мальчиков—восьмиклассников московских школ—не умеют готовить, стирать, чинить одежду, т. е. эле­ментарно обслуживать себя.

Таким образом, налаженная кооперация домашнего труда способствует стабильности брака. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью.

Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем, исчезли в городе многие виды мужских занятий—заготовка воды, топлива, сложный ремонт и т. д.

Распределение семейных обязанностей, %

Вопрос

Мужчины

Женщины

В чьем ведении находится семейный бюджет?

мужа

6,0

2,0

жены

59,0

55,0

обоих вместе

32,0

38,0

Кто занимается повседневными расходами?

муж

7,0

4,0

жена

58,0

70,0

оба вместе

28,0

23,0

Кому принадлежит решающий голос в семье?

мужу

37,0

13,0

жене

7,0

34,0

обоим вместе

64,0

47,0

Социологические исследования показали, что главенство мужа в семье исчезло в смысле единоличного принятия реше­ний, распоряжений денежными средствами. Семейным бюдже­том, повседневными расходами занимаются женщины.

Заметное расхождение во мнениях мужчин и женщин осо­бенно четко проявилось при определении, кому принадлежит решающий голос в семье. Мужчины назвали себя главой семьи в шесть раз чаще, чем жену; женщины, в свою очередь, в три раза чаще назвали себя главой семьи, чем мужа. Мужчины явно заблуждаются, завышая свою главенствующую роль в семье, поскольку по одному из главных вопросов они откровенно при­знают, что не контролируют семейный бюджет и не ведуют повседневными расходами.Мужское главенство пока утратило экономическое обоснование и сохранилось лишь как морально-этическое явление, связанное с традицией. Однако изменения в социално-экономической обстановке могут создать предпо­сылки для упрочения власти мужчины в семье. Об этом гово­рят современные жизненные стратегии мужчин и женщин, ориентированные на мужа-кормильца, отвечающего за мате­риальное благосостояние в семье.

Основа супружеской совместимости—это совпадение глав­ных ценностных ориентации. Современные супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами и добровольно брать на себя свою долю обязанностей.

Таким образом, патриархальным основам семьи противопо­ставлена партнерская семья, получившая название эгалитар­ной (семья равных). Эгалитарную семью отличают высокий духовно-психологический климат, культура чувств и поведе­ния. Супруги в такой семье единомышленники. В семье—на­лаженная кооперация домашнего труда, демократическое отно­шение к семейной кассе, демократический стиль разреше­ния конфликтов, удовлетворенность браком обоих супругов. Социологи определенно утверждают, что эгалитарные семьи стабильны.

Факт большой общественной значимости выявили социо­логи: только 5% супругов из семей с налаженной кооперацией домашнего труда считают свой брак неудачным.

Оценку состояний семейных отношений дали сами респон­денты. При безусловном благополучии «счастливых семей» цифры говорят нам, что больше половины «счастливых жен­щин» и 40% их мужей несчастливы в сексуальной сфере. Около 30% «счастливцев» связывает только привычка и боязнь оди­ночества.

В несчастливых семьях отсутствует любовь, симпатия, сексу­альная совместимость. По поводу последнего критерия рас­хождения мужских и женских оценок четырехкратное. Это же касается признака «общие интересы».

Несчастных супругов связывают дети, чувство долга, при­вычка, боязнь одиночества и смирение с обстоятельствами.

В сфере семейных отношений постоянные отрицательные оценки поведения друг друга вызывают изменения в харак­тере супругов, ведущие к дальнейшему обострению отношений.

Для семей, в которых супруги склонны к частым отрица­тельным оценкам друг друга, характерны хроническая раз­дражительность, озлобленность, ущемленное чувство досто­инства.

Отсутствие в доме уюта, тепла, взаимопонимания создает почву для взаимных измен. Измена занимает одно из первых мест среди субъективных причин разводов.

Социологические исследования данной проблемы показы­вают следующие результаты.

Ранжировка причин развода

Мужчины

Женщины

1. Измена

1. Измена

2. Несходство характера

2. Адаптация чувств

3. Адаптация чувств

3. Алкоголизм, наркомания

4. Материальные проблемы

4, Несходство характеров

5. Сексуальность

5. Сексуальная дисгармония

6. Неспособность мужа обеспечить семью материально

Мужчины и женщины на первое место среди причин, разрушающих семью, поставили измену, которая, по их словам, уничтожает «доверие и уважение». Характерно, что многие мужчины, говоря об измене, имели в виду поступки супруги, а не свои собственные.

Отношение к супружеской жизни

Мужчины, %

Женщины, %

Допустима — 47,2

Допустима-34,8

Недопустима-52,8

Недопустима —65,2

Женщины, не допускающие измену принципиально, оце­нивают ее как предательство. Многие респонденты считают, что случайная физическая измена не должна разрушать брак. Симптомична позиция, допускающая супружескую измену как право автономной личности. Разброс мнений по поводу слож­нейшей проблемы внутрисемейных отношений не снижает высокую этическую норму, нацеленную на супружескую вер­ность как важнейшую семейную ценность.

Гармония личности не может существовать без гармонии основных функций человека: работника, супруга, родителя. Наступил XXI в., и мы все больше подходим к осознанию, что цивилизация связана, прежде всего, с многообразием соци­альных условий и наличием выбора. Общество должно учи­тывать бесконечное разнообразие условий жизни людей и пре­доставить им возможность самостоятельного индивидуаль­ного выбора.

Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тен­денция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей.

Таким образом, брак—исторически изменяющаяся социаль­ная форма отношений между женщиной и мужчиной, посред­ством которой общество устанавливает их супружеские и роди­тельские права и обязанности, а развод стал неким альтернатив­ным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.

Брачный союз составляет основу семьи. Регистрация бра­ка—акт государственного признания создания семьи. Главные условия заключения брака—взаимное согласие лиц, вступаю­щих в брак, и достижение брачного возраста.

Среди измерителей процесса брачности наиболее распростра­нены коэффициенты брачности, которые показывают интенсив­ность вступления в брак во всем населении и в отдельных груп­пах бракоспособного населения. Они показывают, что брачность населения за. последние 40 лет сократилась вдвое и в насто­ящее время стабилизировалась на довольно низком уровне. И как уже говорилось выше, с учетом значимости семей­ных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиоз­ными установлениями, но и нормами семейного законодатель­ства. Семейно-брачная сфера в законодательстве РФ регламен­тируется специальными декретами или особыми семейными кодексами. Семейно-брачные споры рассматриваются по осо­бым процессуальным правилам, а к нарушителям семейно-брачных законов применяются своеобразные санкции.