4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей, «Семья с одним родителем»—собирательный термин, охватывающий различные типы семей и семейных обязательств.
Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые семьи имеют больше возможности для получения социальной помощи. Одиночное материнство в настоящее время—четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение, даже если скорость его распространения замедлится. Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и т. д. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Издержки воспитания детей в неполных семьях связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Как отмечает социолог Калабихина И.Е., преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных« и «зависимых от пособий». Бедными считают себя семьи, в которых доход на одного члена семьи ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер таких социальных пособий неполной семье в России составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи. В среднем по регионам России среди неполных семей доля бедных семей составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий»—18,9% от их числа. Учитывая, что неполные семьи преимущественно материнские, дополнительную угрозу им представляет политика занятости в стране, когда женщины вытесняются с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.
Следующая характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья детей. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, пришли к выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. При этом специалисты связывают неблагополучные показатели здоровья детей не только с влиянием стрессов развода, сколько с послеразводпой адаптацией матери, требующей от нее выполнения прежде всего функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики также отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной, которые определяются наличием в неполной семье вредных привычек курения, употребления алкоголя, социально-бытовой и жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, самолечением и необращаемостью к врачам в случае болезни детей и т.п. Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе детей. Примечательно, что американские психологи, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи. Точку зрения о косвенном влиянии на воспитательный процесс фактора отсутствия отца поддерживает и ряд отечественных исследователей, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развития в России службы медико-социальной помощи семье в кризисной ситуации. Матерям далеко не всегда удается осуществлять полноценный контроль за детьми и влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: «отец+мать+дети»; во-вторых, мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виновной за потерю отца. И, наконец, в-четвертых, и главная причина—чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.
Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания является показатель идентификации детей со своими родителями. Уход отца из семьи ведет к отчуждению ребенка, к формированию негарантированного, порой даже враждебного отношения к покинувшему семью родителю. В подобных условиях возрастает авторитет матери как единственного оставшегося в семье взрослого и кормильца. Но существует и такая ситуация, когда дети из неполных семей продолжают рассматривать в качестве образца для подражания в равной степени отца и мать, сохраняя доброе отношение к отцу, причинившему ему боль и страдания. Наиболее драматичным свидетельством
действия фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных семей, не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг, авторитет старших братьев или сестер менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимает важные для себя решения, самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие.
Вопросы для самоконтроля
Какие источники формирования неполных семей вы знаете?
Что вы можете сказать о социально-экономических проблемах неполных семей?
Расскажите о социально-психологических проблемах неполных семей.
Какие существуют проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье?
Литература
Основы социальной работы/Под ред. П. Д, Павленок. М., 2003.
Семьеведение / Под общ. ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск; Ростов н/Д. 2002.
Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. М., 1997.
Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2003.
Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. М., 2001.
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»