Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек.
Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.
Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.
Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными.
Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния.
Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения.
Социальный педагог действует таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы, расширить личностные возможности людей, создавать условия для поддержания уважения к различиям культур.
В кодексе этики социального педагога определены следующие позиции:
- быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь расположить к себе клиента, совместно определять пути решения проблемы;
- уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;
- не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности;
- быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы, не допускать унижения достоинства клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи;
- уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента, строить взаимоотношения на равных;
- исходить всегда из позиций гуманизма и милосердия, не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от душевного или физического дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
- соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, всегда действовать исключительно в интересах клиента;
- вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за ее качество;
- полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;
- не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью, уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом, принимать только добровольно предлагаемую плату за услуги на законных основаниях, не принимать ценных подарков за выполненную работу;
- стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации;
- защищать и увеличивать достоинство профессии, уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;
- всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;
- проанализировать и предусмотреть возможные последствия своей исследовательской деятельности для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);
- информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой;
- советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.
- может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.
- Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Тема 2. Естественная природа и социальная сущность человека. Процесс развития личности.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 4. Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 6. Законы, закономерности и принципы обучения.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Формы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- Тема 9. Общее понятие о системе методов. Классификации методов обучения и их характеристика.
- Тема 10. Общее понятие педагогических технологий. Характеристика основных групп педагогических технологий.
- Тема 11. Сущность и содержание процесса воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Тема 12. Цель воспитания как педагогическая проблема. Система целей воспитания.
- Тема 13. Движущие силы воспитания.
- Тема 14. Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Тема 15. Формы организации процесса воспитания, их назначение. Условия педагогического поиска форм воспитания.
- Тема 16. Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Тема 17. Принципы воспитания, их характеристика.
- Тема 18. Общие методы и приемы воспитания.
- Тема 19. Общие закономерности воспитания, их характеристика.
- Тема 20. Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- 2.2. Социальная педагогика
- Тема 1. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- Тема 2. История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- Тема 3. Социальная педагогика в России: исторический опыт.
- Тема 4. Основные направления и формы социально-педагогической практики в современных условиях.
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 6. Основные направления, формы и методы профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков.
- Тема 7. Основные проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Тема 8. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность, факторы и механизмы социализации.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 10. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы.
- Тема 11. Теоретические основы, проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности. Основы социальной работы
- Тема 1. Феноменология понятия «социальная работа». Понятийное пространство, объект, субъект социальной работы.
- Тема 2. Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Тема 3. Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Тема 4. Этический и профессиональный кодекс социального работника
- Тема 5. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Тема 6. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Тема 7. Типы теорий и моделей социальной работы.
- Тема 8. Понятие «метод» в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач.
- Тема 9. Классификация методов в зависимости от количества клиентов.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 11. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика, адаптация).
- Тема 12. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (коррекция и терапия, реабилитация).
- Тема 13. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 16. Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Тема 17. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Тема 18. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Тема 19. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Тема 20. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Тема 21. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Тема 22. Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства. Мтрсп
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.