logo search

3. Карта семьи

(заполняет социальный педагог или социальный работник)

1) Ф.И.О. ребенка

  1. Какое образовательное учреждение посещает?

  2. Возраст

  1. Домашний адрес (прописан и фактический)

  2. Родители: МАТЬ

  3. ОТЕЦ

326

  1. Возраст родителей

  2. Образование родителей

  3. Род занятий родителей и их профессия

  4. Сколько лет существует семья?

  5. 10) Тип семьи (подробно охарактеризовать)

  1. Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства)

  2. Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т. д.)

  3. Жилищные условия:

14) Отношения в семье

  1. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется)

  2. Наследственные болезни

17) Психолого-педагогическая культура:

матери

отца

  1. Знание интересов детей

  2. Забота родителей о детях

  3. Суть конфликтов родителей с детьми

  4. Анализ ситуации в семье

  1. Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже ока зывал семье, каковы ее результаты?)

  2. В каких видах помощи нуждается семья?

  3. Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами?

  4. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении?

  5. Какова помощь образовательного учреждения ребенку?

  6. Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье? (подробно описать)

  7. Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т. д.?

  8. Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку?

327

  1. Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины)?

  2. Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности, и т. д.)?

  3. Цели работы с семьей

  4. Основные направления работы для составления программы

Контрольные задания

  1. Проанализируйте собственную семью с помощью предложенной схемы анализа. Попытайтесь выделить все элементы семейной системы, особенно такие, как семейные мифы и семейную историю.

  2. Проанализируйте любую другую семью по аналогичной схеме.

  3. Выделите особенности, отличающие две семейные системы.

  4. Используя метод генограммы, определите образцы поведения членов своей семьи, передающиеся из поколения в поколение.

Литература

  1. Варга А. Системная семейная психотерапия. — М., 2001.

  2. Лосева В.К. Рисуем семью. — М., 1995.

  3. Социальная педагогика. // Под ред. Галагузовой М.А. — М., 2000.

  4. Фурманов И.Л., Аладъин АЛ., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечения. — Минск, 1999.

  5. Черников А.Л. Генограмма как категория анализа семейной жизни. Психологическая консультация. — 1997. — № 1.

328

1 В данной главе использованы материалы, подготовленные О.Н. Калининой.