1.3. Особенности суицидального поведения подростков
В подростковом возрасте суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
В подростковом возрасте суицидальное поведение встречается чаще, чем в других возрастных группах, что связано с рядом особенностей подросткового возраста.
- Реальная значимость проблемы и реакция на неё подростка может быть несоизмерима (с точки зрения взрослых) до катастрофической величины.
- Подростки стремятся эпатировать общество крайними действиями, которые могут привести к смертельному исходу. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением весьма условна.
- Привыкнув к опёке взрослых, дети нередко рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверены, что те не разрешат им довести её до конца. Это своеобразный шантаж, способ управлять миром.
- Подростки не отдают себе отчёт в реальной трагичности последствий суицида (отсутствие жизненного опыта, ответственности, иллюзорность восприятия).
- Если взрослые чаще всего совершают самоубийство на фоне депрессии, то подростки под влиянием социальных обстоятельств.
- Подростки легко внушаемы. Если им кажется, что среда подталкивает их к самоубийству, предлагает им этот способ решения жизненных проблем, они с облегчением на него решаются, считая, что ответственность с них как бы снята. Это объясняет некоторые случаи групповых самоубийств.
- Тяжкие, неразрешимые жизненные обстоятельства в период пубертата побуждают, как правило, к тщательно обдуманным покушениям, при которых выбирается наиболее опасный для жизни способ, такое время суток (день, пока все на работе, или же ночь), когда попытку легче скрыть.
- Не оформлено представление о смерти (многие дети, которых удалось спасти, до конца не осознавали последствия своих действий и на самом деле не хотели умирать; более младшие из них думали, что умрут не навсегда, попугают маму с папой или того, кому хотели досадить, отомстить и проснуться).
Причины проявления суицидального поведения
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей. «Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой). Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.» [15. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.]
Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и жизненной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.
Клинические проявления
- Признаки депрессии в пресуицидальном периоде и ранее.
- Отгороженность от контактов, замкнутость.
- Апатичность.
- Сосредоточенность на себе.
- Внешняя рассеянность.
- Сниженное настроение.
- Плохой аппетит, избирательность в пище.
- Расстройства сна.
- Жалобы на недомогание.
Психологические проявления.
- Повышенная личностная и реактивная тревожность.
- Множественные страхи.
- Отсутствие чувства защищённости.
- Неуверенность.
- Заниженная самооценка.
- Негативизм в ситуациях, требующих от ребёнка выполнения непосильных или неприятных для него действий.
- Нарушения отношений с окружающими.
- Реакции депривации.
- Актуальность проблемы подросткового суицида сегодня Исследовательская работа по психологии
- Оглавление
- Введение
- 1. Отношение к проблеме суицида
- 1. Концепция суицидального поведения
- Виды суицида:
- Общие черты самоубийств
- 1.2. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования
- 1.2.1.Факторы суицидальной опасности
- Социально – демографические факторы:
- Медицинские факторы:
- Биографические факторы
- Внутренние установки
- 1.2.2. Индикаторы суицидального риска
- 1.3. Особенности суицидального поведения подростков
- 1.3.1. Личностные особенности детей младшего и подросткового возраста, способствующие возникновению суицидальных намерений.
- 1.3.2. Суицидогенные факторы
- 1.3. 3. Признаки суицидального поведения
- Знаки, сигнализирующие о намерении ребёнка.
- 1.4. Источник негативных переживаний подростка
- 1.4.1. Проблемы с родителями
- Ошибки семейного воспитания
- 1.4.2. Несчастная любовь
- Проблемы взаимоотношения со сверстниками
- 1.4.4. Проблемы в школе
- 1.5. Помощь при потенциальном суициде
- Что надо делать?
- Чего не надо делать?
- Советы, как справиться со стрессом
- Что значит активно слушать?
- Как надо разговаривать
- 2. Экспериментальная работа
- 1. Отношение к проблеме суицида
- 2. Основные причины подросткового суицида
- 3. К кому учащийся может обратиться за помощью в ситуации стресса?
- Заключение
- Список литературы
- Приложение