logo
шпора по соц работе / 1

19. Социализация личности: норма, отклонение и возможности коррекции в системе соц.Р-ты.

Чел-ом рождаются, а личностью становятся.

Личночть – соц. сущность чел., означающая устойчивую совокупность черт индивида.

Чтобы стать Л. Необходимы некоторые условия:

1) биологически генетически заданные предпосылки (чел. должен впитывать и отражать соц. действительность)

2) наличие матер-но-вещ-ой, соц.-групповой и социок-й среды

3) уникальный индивидуальный опыт

Процесс социализации – двусторонний процесс ( а)постоянная передача общ-ом соц. норм и к-ых ценностей; б)освоение индивидом в течении всей его жизни соц. норм и к-ый ценностей для нормального ф-я в общ-ве) становления и развития личности.

Сферы социализации: деятельность, общение, самосознание.

Фазы социализации:

1)соц. адаптация – приспособление индивида к требованиям соц. среды

2)интериоризация (интернализация) включение индивида во внутренний мир осваиваемых норм и ценностей.

Осн. институты соц-ции: ср-ва массовой инф-ции, религиозные организации, Интернет, семья, школа…

Агенты соц-ции – участники (люди)

Стадии соц-ции: 1) дотрудовая (ранняя стадия и период обучения); 2)трудовая; 3)послетрудовая

Дж. Мид утверждает, что на стадии первичной соц-ции (освоение норм, знаний) преобладает значимый другой, а на стадии вторичной (взрослость, зрелость …, эту соц-ю чел. проходит до конца св. жизни) – обобщенный другой.

Типы соц-ции: естественный; примитивный; сословный; моносоциок-ый; полисоциок-ый; патерналистский (наличие некоего покровителя, кот. ведет чел.); гуманистический; стратификационный; единообразный; конформистский.

По содержанию процесса соц-ции: проф-я; эстетич-я; правовая; трудовая.

По результативности: успешная; отклон-я; преждеврем-я; запаздывающая; ресоц-я; десоц-я; принудительная; ускоренная; кризисная.

Социализац-я норма – 1) эталон социализированности чел., с учетом его возрастных и индивидцально-психол-их хар-к (#для школьника – школьная программа); 2) устоявшаяся совокупность правил передачи соц-го опыта от поколения к поколению (освоение языка).

Успешной соц-ции у индивида на 100% быть не может.

Концепция соц-ной нормы: норма социализ-ции связана с двумя моментами: эталон социализированности ч-ка на уровне его особен-тей – соответ.ему дает норму соц-ции. #, реб.2-х лет – освоение языка (он не может освоить законы физики и т.д. только освоение языка). Описаны в пед.псих., эталон – общ-ное мнение. Эталоны: формализ-е, неформализ-е. Все это не соответствует норме, эталону – отклонение. Отклон-я соц-ция шире откл.поведения, т.к. не только выполнение, но и освоение нормы. Ресоциализ. – освоение нового. #, люди с отклон.поведением прох-т ее в спец.уч-ях.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4