logo
шпора по соц работе / 1

34. Виды и типы психол-х технологий в с.Р.

С.р. напр-на на оказание пом. чел. в его семье, соц-ой среде, в коррекции его межличностных отн-ий и внутриличн-го статуса. Поэтому псих-ие технологии и методики по праву активно используются и в подготовке спец-та, и в его проф-ой деят-ти. Сущ-ет система различных техник и технологий р-ты с клиентом, кот. можно использовать как при консультировании, так и при коррекции и терапии. Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении З.Фрейда об ур-ях психики чел. (сознание, подсознание, бессознательное). Важной особенностью психоаналитической концепции явл. конструирование ведущей роли бессознательного. Поэтому осн. путь помощи чел. – добиться осознания проблем, истоками кот. всегда явл. события, произошедшие в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет чел. избавиться от тревожащих его проблем. Совр. психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта чел., уходящего корнями в его детство, кот. как правило не осознается с.. В связи с этим центральным понятием явл. К-т – непознанные моменты, кот. возникли в ходе развития чел., начиная с детства, и продолжились в его взрослой жизни. Пример психодинамического подхода – трансактный анализ, в соответствии с ним, чел. порой в течение всей жизни играет в неосознаваемые им самим запрограммированные игры, составленные на основе сценария – бессознательной структуры, определяющей его жизнь. Модель кризисной интервенции предполагает экстренное вмешательство при отсутствии времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас». Бихевиористский подход (возможность продемонстрировать влияние окр. среды на поведение чел.). Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности. Соц-ое обучение – большинство людей приобретают опыт посредством восприятия и осмысления получаемых впечатлений, копируя поведение др.. Основу соц.обучения составляет процесс подражания. В этой связи многим людям можно помочь решить проблемы, дав им возможность увидеть реальное поведение, кот. они боятся или к кот-ому стремятся. На основе развития идей бихевиоризма сформировалась когнитивная психология (важно то, что чел. думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и действует в рамках реальности). Эффективное использование когнитивной модели в с.р. предусматривает акцент на 3-х аспектах поведения: моральный код или соц.философия; теория личности; методы воздействия. Гуманистические психосоц-ые технологии используют идеи, развиваемые в гуманистической психологии, экзистенциональном подходе(подход дает возможность научить людей планировать и развивать отн-ия с др. людьми) и гешталь традициях (р-та с частями личности бессмысленна, важна целостность личности, большая роль отводится целеполаганию). Осн. положения основаны на понимании чел. как целостной личности, взаимодействующей со св. окружением. Важным моментом явл. декларация веры в чел. как в высшее сущ-во, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии опр-ых позитивных усл-й. Т.о., гум. теории, применяемые в с.р., весьма разнообразны. Общим для них явл. отсутствие заранее жестко заданной схемы понимания клиента, гр-пы, общ-ва, причин, порождающих проблемы и их истоков. В соц-ой практике применяется множество соц-но-психол-х теорий, среди них видное место занимают теории, основанные на явлениях коммуникации. Ролевые теории (в основе – применение соц-но-ролевой игры). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Психологические технологии в социальной работе - совокупность психологических методов и методик, используемых на различных этапах психосоциальной работы с целью активизации собственных ресурсов клиента.

Психологические методы в социальной работе:

Психодиагностика, психологическая консультация, психологический отбор, психологическая адаптация, социально-психологический тренинг, коррекция, психотерапия.

Психология в социальной работе выполняет функции:

• объяснительную - на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности, что позволяет выбирать стратегию и тактику социальной работы.

• диагностическую - включается в социальную работу по двум позициям: диагностики личности, ее социальных качеств и диагностики групп и их развития.

• проектирования - включает в себя способы описания социально - психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания методов и форм организации социальной работы.

• прогностическую - состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4