65. Формы и методы с.Р. В школе.
Соц. р-та – это деят-ть по оказанию пом. индивидам, семьям, гр-ам в реализации их соц-х прав и в компенсации физ-х, псих-х, интеллект-х, соц-х и иных недостатков, препятствующих полноценному соц-ому ф-нию. С.р. входит в число видов соц-ой деят-ти (работа с людьми) напр-ной на оказание пом. людям и на содействие в разрешении их затруднений. С.р-та в системе образ-ия еще только начинает св. становление как особое напр-ние соц-ой сферы РФ.
Способность общ-ва обеспечить полноценное образ-ие для всех детей – показатель соц-го здоровья самого общ-ва и необходимое усл-е его устойчивого развития. Спец-ты выделяют 2 типа школьных проблем в процессе обуч-я в школе:
- проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения соц-х служб – детей инв-ов с сохраненным интеллектом, детей- сирот, детей из многодетных и неблагопол-х семей. Приоритеты соц-ой поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего соц-но-быт-я матер-ая помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;
- проблема неуспевающего уч-ка, кот. выходит за рамки чисто пед-ой проблемы и становится 1 из наиболее острых и практически не решаемых соц. проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в спец-ом обучении, а об уч-ках массовой школы с сохраненным интеллектом, испытывающих, тем не менее трудности с начальным обучением, кот. накапливаются год от года приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здор-я, нарушению психол-ой и соц. адаптации.
Кол-во детей со школьными проблемами неуклонно. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Выделяют 2 осн. гр-пы факторов: экзогенные (внешн-е) и эндогенные (внутр-е).
К числу внешних факторов относятся усл-я, в кот. растет и разв-ся реб-ок и кот. отличаются широким спектром как положит-го, так и отриц-го плана. Эти усл-я могут зависеть от соц. депривации, при кот. дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и сущ-но отстают в ф-ном и псих-ом развитии. От гиперопеки, чрезмерного внимания, при кот. тоже оказывается отриц-ное воздействие. Так же к внешним факторам, отриц-но влияющим на развитие реб-ка относятся: экол-ие усл-я, недостаточная квалификация пед-ов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.
К числу эндогенных ф-ров относятся отклонения в физ-ом развитии реб-ка, нарушения состояния здоровья. Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффект-ть ее решения зависят от степени интеграции усилий мед-ов, псих-ов, пед-ов и др. спец-ов в разработке теорет-х основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям и учителям. С.р. в школе призвана сосредоточить внимание в осн-ом на тех недостатках, на кот. указывают сами уч-ля, уч-ки и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе заруб-го опыта и исходя из проблематики совр. рос-ой школы можно опр-ть след-ие цели с.р. в школе: способствовать устранению и преодолению специф-х трудностей в процессе социализации школьников из соц-но неблагоп-х семей и слоев общ-ва; развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех уч-хся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в общ-ве, с общ-ыми запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; способствовать развитию личностных и соц-х образ-х процессов на стадии обучения и выбора профессии; участие в пед-ом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть к-ов.
Т.о., соц-ая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, пед-ов, уч-ов и родителей м/у собой, так и внешних соц-х структур с ними для оказания реальной, квалиф-ной, всесторонней и своевременной помощи детям и уч-лям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная р-та проводится совместно с психолог-ой службой школы, т.к. только посредством кооперации спец-ов обеих проф-ых групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов с.р. в школе: - групп-вая р-та со школьн-ами вне занятий (вкл. пом. в выполнении школьн-х р-от и предложений в области досуга); предложения по орган-ции занятий (#, игровые уроки, соц-ые опытные тренинги в процессе занятий); соучастие и творческое представление в соц. жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях); р-та с родителями, представление интересов родителей; проф-ая подготовка, проф-ая ориентация, помощь в смене профессии; консультир-ие (в особ-ти, интегративные формы консультаций для школьников, родителей, р-та с уч-ями в групп-ах); р-та с организ-ями, планирование р-ты, сотрудничество в вопр. школьной политики); научное обоснование, сопровождение и оценивание. С.р. в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете соц. проблем, присущих школе и др. уч-ям системы образ-я, участие соц. раб-ков, соц. пед-ов и псих-ов становится все более необходимым.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. С.Р. Как знание, деят-ть и специальность.
- 2. Сущность и принципы соц-ого гос-ва.
- 3. Сущ-ть, осн. Категории и принципы соц. Полит..
- 4. Осн. Приоритеты соц. Политики в совр. Р. И за рубежом.
- 5. Взаимосвязь соц-ой политики и соц-ой р-ы.
- 6. Этапы становления и формирования с.Р. Как вида деят-ти.
- 7. Особенности процесса соц.Работы
- 8. Основные направления и уровни социальной работы.
- 9. Основные этапы становления с.Р. Как теории.
- 10. Основные научные школы соц-ой р-ы в совр. Обществе.
- 11. Приоритетные модели социальной работы за рубежом.
- 12. Формы и методы социальной работы.
- 13. Особенности истории ср в р.
- 14. Субъекты и объекты социальной работы.
- 15. Виды и формы организаций и учреждений ср
- В.16 Милосердие и благотворительность в р.
- 17.Социология и теория с.Р: взаимосвязь и взаимод-е.
- 18. Социальная идентичность: норма, отклонение, коррекция.
- 19. Социализация личности: норма, отклонение и возможности коррекции в системе соц.Р-ты.
- 20. Антропологические аспекты социальной работы.
- 21.С.Р. И соц.Экология:осн-е понятия, взаимосвязь.
- 22. Психология и социальная работа: основные понятия, взаимосвязь.
- Психодинамические теории в с.Р.
- Бихевиористская и когнитивная псих-ия в контексте проблем с.Р.
- Гуманистическое напр-ие в псих-гии и возможности его использования в с.Р.
- Индивид с позиций соционического подхода к личности, группе и с.Р.
- Психосинтез
- 23. Место и роль педагогики в с.Р.
- 24.Деонтологич.Аспекты соц.Работы
- 25. Права, обязанности и проф-но значимые св-ва личности спец-та с.Р..
- 28. Основные положения концепции соц-но-мед-ой работы
- 29. Индивидуальное и общественное здоровье. Осн. Показатели оценки. Роль спец-та ср в сохранении, укреплении, восстановлении здоровья.
- 30.Мед.Страх-е как форма соц.Защиты насел-я в охране здоровья.
- 31. Соц-но-мед-ая р-та в профил-ке наркомании и алкоголизма: цель, задачи, о., этапы и организация.
- 32. Сущность, принципы и осн. Понятия технологии с. Р.
- 33. Виды и типы технологий с.Р. Проблемы новаторства в с. Р.
- 34. Виды и типы психол-х технологий в с.Р.
- 35. Педагогические технологии в социальной работе.
- 36. Технологии соц-но-мед-ой работы в учр-ях здравоохранения.
- 3 Группы:
- 37. Технологии соц. Р-ты с различными категориями населения в службе занятости.
- 38. Технологии соц-но-мед-ой р-ты в комплексных центрах соц-го обслуж-я.
- 39. Соц. Р-та с мигрантами и нац. Меньшинствами.
- 40. Осн. Технологии соц-ой реабилитации инв-ов.
- 41. Основные технологии с. Р. С беспризорными и безнадзорными детьми и подростками.
- 42. Консультирование как ф-я и технология соц. Р-ты.
- 43. Виды и формы информационных технологий в социальной работе.
- 44. Проектирование в с. Р..
- 45. Сущ-ть соц. Прогноз-я и моделирования в с.Р.
- 46. Иннов-ые деловые игры как метод решения соц-х проблем.
- 47.Основы гос-ной соц-ной помощи населению в рф
- 48. Эк-кие основы деят-ти орг-ций и уч-ний соц-го обслуж-я.
- 49. Проблемы правового обеспечения соц. Р-ты
- 50.Международные нормативно-правовые акты организации с-ой р-ты.
- 51. Законодательные основы организации с. Р. В совр. Р.
- 52. Нормативно-правовые док-ты, регулир-ие права населения на гос-е обеспечение и обслуживание.
- 53. Конфликты в с.Р-те пути и методы их разрешения.
- 54.Осн.Методы исследования в соц.Раб.
- 55. Семья как о. С.Р.. Типы и ф-ии семьи.
- 56. Осн. Напр-ия и технологии с.Р. С мол-й семьей.
- 57. Сущ-ть и напр-ия гос-ной политики в отн-ии к семье.
- Раздел 1 «Общие положения» опред-ет осн-е начала сем-го законод-ва.
- 58. Нормы Гражданского и ск, регулирующие сем-ые отношения.
- 59. Демограф-ие аспекты с.Р. В р.
- 60. Гендерные аспекты с.Р..
- 61. Сущность и технологии с.Р. С пожилыми людьми.
- 62. М-жь как о. С.Р.
- 63. Сущность и принципы гос-ной политики в отношении к мол-жи.
- 64.Мол-е и детские орган-ции как с. С.Р.
- 65. Формы и методы с.Р. В школе.
- 67. Гос-ная политика занятости насел-я: опыт, проблемы, технологии.
- 70. Содержание с.Р. В центрах помощи семье и детям.
- 71. Сущ-ть и принципы оар в системе соц-х служб.