logo search
УП_социология_юф_эфм_эфэ_фтд

1.3. Позитивная социология о. Конта

Огюст Конт родился в 1798 в Монтпиллье. Он получил Лицейское образование, а так же учился в Политехнической Школе в Париже. На его взгляды и работу оказал сильное влияние французский социалист-утопист Сен-Симон, с которым он одно время работал. Основными работами Конта являются «Дух позитивной философии», «Курс положительной философии», «Общий обзор позитивизма», «Система позитивной логики».

В 1822 году Конт вывел свой «Закон интеллектуальной эволюции человечества», или «Закон Трех Стадий». Согласно Конту, все человеческие умозрения и представления (и интеллектуальные и родовые) должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые он называет: теологическая, метафизическая и позитивная (научная) стадии.

Теологическая, или фиктивная стадия

Все наши первоначальные проявления умозрения являются теологическими. На заре человечества еще младенческий ум человека уже стремится к абсолютному знанию и объяснению происходящих вокруг явлений. Фазисами или формами этой стадии Конт называет фетишизм (поклонение каким-либо символам; высшая его форма - поклонение небесным светилам), политеизм (поклонение нескольким богам; изучение теологического духа в этот период является во всех отношениях временем его наибольшего расцвета, одновременно умственного и социального) и монотеизм (разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения; начало неизбежного упадка первоначальной философии). Но, тем не менее, говорит Конт, эта первоначальная философия была не менее необходимой как для предварительного развития нашей общественности, так и для подъема наших умственных сил, либо с целью примитивного построения известных общих доктрин, без которых социальная связь не могла бы приобрести ни обширности, ни постоянства, либо для само собой осуществляемого единственно мыслимого тогда духовного авторитета.

Метафизическая, или абстрактная стадия

Эта стадия играет роль перехода от первоначальной, теологической стадии, к высшему, позитивному состоянию человеческого ума. Господствующие умозрения сохранили на этой стадии существенный характер направления, свойственного абсолютным знаниям: только выводы подвергаются здесь значительному преобразованию, способному более облегчить развитие положительных понятий. Но метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями или олицетворенными абстракциями, истинно характерное для нее употребление которых позволяло часто называть ее именем онтологии.

Метафизика является в сущности не чем иным, как видом теологии, ослабленной разрушительными процессами, самопроизвольно лишающими ее непосредственной власти помешать развитию специально позитивных концепций. Это неустойчивая стадия, которая, по мнению Конта, одновременно стремится к возврату к теологической стадии, и к более совершенной позитивной стадии.

Положительная или реальная стадия

Длинная цепь необходимых фазисов приводит, наконец, наш постепенно освобождающийся ум к его окончательному состоянию рациональной положительности, или позитивной стадии мышления. На первое место выходит получение научного знания экспериментальным путем. Наука, говорит Конт, заключается в законах явлений. Факты для нее являются лишь необходимым сырым материалом. Главной характерной чертой положительной философии является рациональное предвидение. В положительном, позитивном состоянии, человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно сочетать рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов и явлений. Основная черта, характеризующая позитивную философию, состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех человеческих умственных усилий.

Конт говорит о том, что позитивная имеет философскую природу и социальное назначение. Принцип позитивизма Конта проявляется как на уровне философии, на уровне индивидуального мышления, так и на уровне социальном и социально-политическом. Позитивизм не допускает метафизического догмата о верховной власти народа. Он систематически извлекает из этого догмата все то, что в нем заключается действительно полезного и благотворного, устраняя огромные опасности, связанные с его применением. Позитивизм способен освободить нормальное предписание, которое содержит в себе метафизическая теория народовластия, от опасной примеси догматизма и увеличить тем самым ее социальное значение. Основная социальная роль позитивизма - организация союза между философами и пролетариями. Этот преобразовательный союз должен создать господство общественного мнения, долженствующее стать главной чертой окончательного строя человечества. Так же Конт заявляет о необходимости создания новой системы образования, основанной на принципе позитивизма, для разрешения социальных проблем.

Таким образом, можно подвести следующий итог. Общество, развиваясь, проходит три стадии мышления теологическую, метафизическую и позитивную. Позитивная стадия является высшей стадией развития мышления. Принцип позитивизма предполагает собой отказ от религиозных и метафизических догм и представлений о сверхъестественном вмешательстве. Воображение отходит на второй план, уступая место научной и экспериментальной деятельности, исследованию законов. В основе позитивизма лежит принцип рационализма. Основной закон позитивизма - рациональное предвидение. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.

Огюст Конт первым пытался определить предмет общей социологии. В третьем томе своего «Курса позитивной философии» Конт в системе наук определяет и место социологии, выделяя ее как отдельную науку, которую сперва называет «социальной физикой», а затем «социологией». В созданной им классификации наук, иерархия которых строится по степени уменьшения их абстрактности и увеличения сложности, социология является шестой, и последней, наукой, а ей предшествует математика, астрономия, физика, химия и биология. Конт не раз давал дефиницию социологии, определяя ее как науку о человеческом обществе в целом во всех элементах его бытия. Рассматривая общество в качестве предмета социологии, он идентифицирует его с человечеством, понимаемым как тотальность, которая является реальной и которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям.

Контовское понимание предмета и задач социологии нужно рассматривать в контексте всего его учения и общественной потребности, вызвавшей это учение к жизни. А именно: сам Конт писал, что потребность в социологии он рассматривает с позиции современного ему общества, в котором порядок и прогресс должны представлять два атрибута политической системы, и в этом смысле задача социологии состоит в том, чтобы способствовать реформированию существующей капиталистической системы без изменения ее классового экономического базиса. В соответствии с таким пониманием и стремлением примирить принцип «стабильного порядка» и принцип «постепенного прогресса» Конт разделил социологию на две разные части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна быть своего рода анатомией общественного организма, предметом которой, по представлению Конта, является «экспериментальное и рациональное исследование взаимных действий и противодействий всех элементов общественного прогресса», т.е. ее задачей должно быть объяснение направления общественной эволюции. Конт не был последовательным в понимании и трактовке социальной статики и динамики. Он то понимал их как разные науки, то трактовал их, как части одной и той же общественной науки - социологии. Эта и некоторые другие непоследовательности обусловили неточное определение предмета социологии и стали причиной научной полемики. Между тем данное Контом определение социологии как глобальной науки об обществе способствовало более точному определению ее предмета в ходе дальнейшего развития социологической мысли.

Основные выводы:

1. В исследовании общественных явлений и процессов следует опираться на точное знание, отказываясь от метафизических представлений руководствоваться позитивистскими принципами.

2. По мнению О. Конта, интеллектуальное, духовное развитие общества и интеллектуальное, духовное развитие человека проходят аналогичные стадии – теологическую, метафизическую, позитивную.

3. Стиль мышления и особенности общественного сознания на позитивной стадии позволяют исследовать общественные явления объективно, вне ценностных оценок и идеологий.

4. Позитивистский подход позволяет выявить наличие или отсутствие эвристического потенциала некоторых фантомов массового сознания, социальных стереотипов, делает возможным увидеть многие устоявшиеся мнения в новом свете и объеме.

Ключевые слова

Социальное явление

Зависимые и независимые социологические переменные

Структура социологического знания

Уровни социологического знания

Стадии теологическая, метафизическая, позитивная

Социальные взаимодействия

Взаимодействия в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций

Социальная статика

Социальная динамика

Вопросы для самоконтроля

  1. Проверьте, знаете ли вы предпосылки возникновения социологии?

  2. Охарактеризуйте зависимые и независимые социологические переменные.

  3. Каковы особенности социального взаимодействия?

  4. Кто из классиков западной социологической мысли занимался определением предмета социологии?

  5. Когда впервые был введен термин «социология», кого считают её отцом, родоначальником и почему?

  6. Покажите, в чем заключается позитивный метод в социологии Огюста Конта, который основывается на тезисе о том, что ни наука, ни философия не могут и не должны заниматься изучением причин социальных феноменов, поскольку наука, по его мнению, познает не сущность, а явление.

  7. На какие этапы Огюст Конт разделил историю человеческого общества, соответствующие стадиям интеллектуального развития человека?

  8. Дайте характеристику позитивизму (30-40-х годов Х1Х века), а также неокантианству, неопозитивизму.