5.4. Основные стадии развития конфликта
Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:
Предконфликтная стадия;
Собственно конфликт;
Разрешение конфликта;
Послеконфликтная стадия
Рассмотрим каждую из стадий подробнее.
Предконфликтная стадия. Предконфликтная ситуация - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.
Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период выступают групповые эмоции.
Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также неудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности существующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.
Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.
Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере.
Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование «образа врага» и установка на борьбу.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон.
Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий.
Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество.
Стадия развития конфликта. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:
активно-конфликтное поведение (вызов);
пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
конфликтно-компромиссное поведение;
компромиссное поведение.
В зависимости от конфликтной установки и формы поведения сторон, конфликт приобретает логику развития.
Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии развития:
Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон.
Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены.
Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств.
Стадия разрешения конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.
Конфликты также классифицируют в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце континуума - институционализированные (типы дуэли), на другом - абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации.
На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:
очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
борьба идет до полного поражения одной из сторон;
борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов;
стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;
конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения.
Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников.
Способы завершения конфликта направлены в основном на изменением самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами. Рассмотрим некоторые из этих способов.
Устранением объекта конфликта.
Замена оного объекта другим.
Устранение одной стороны участников конфликта.
Изменение позиции одной из сторон.
Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта.
Получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий.
Недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников.
Приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитру при условии подчинения любому его решению.
Один из вынужденных методов завершения конфликта - принуждение.
Переговоры. Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление достигнутых договоренностей.
Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают возможные процедуры.
Признание наличия конфликта.
Утверждение процедурных правил и норм.
Выявление основных спорных вопросов (оформление «Протокола разногласий»).
Исследование возможных вариантов решения проблем.
Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулирования конфликта в целом.
Документальное оформление всех достигнутых договоренностей.
Выполнение всех принятых взаимных обязательств.
Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:
насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели;
какими методами и способами велась борьба;
насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;
какие методы были положены в основу переговорного процесса;
насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или явился результатом взаимного поиска решения конфликта;
какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохраниться, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка.
При любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени.
Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.
Основные выводы:
1. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.
Следующие группы основных причин конфликтов:
2. В качестве причины конфликтов могут выступить: 1)ограниченность ресурсов - их качественная и количественная сторона; 2) различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы; в приведенном выше примере - это взаимозависимость в удовлетворении сексуальных потребностей); 3) различия в целях; 4) различия в представлениях и ценностях; 5) различия в манере поведения и жизненном опыте; 6) неудовлетворительные коммуникации; 7) личностные особенности участников столкновений; и другое.
3. Понятия “субъект и участник” конфликта не всегда тождественны. Субъект – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников субъектов могут меняться местами.
4. Сила в социальном конфликте – это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных.
5. При любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени.
Ключевые слова
Противоречие и конфликт
Абсолютный конфликт
«Зоны кризиса»
Инцидент
Субъект конфликта
Участник конфликта
Позитивные функции конфликта
Негативные функции конфликта
Конструктивное разрешение конфликта
Деструктивное разрешение конфликта
Поиск соглашений
Компромисс
Достигнутые договоренности
Вопросы для размышления, самопроверки, повторения
1. Кратко охарактеризуйте взгляды классиков конфликтологии Ральфа Дарендорфа и Льюиса Козера.
2. Каковы позитивные и негативные функции социальных конфликтов?
3. Объясните различие понятий «субъект конфликта» и «участник конфликта».
4. На какой стадии конфликт можно предотвратить и следует ли его предотвращать? Аргументируйте Вашу позицию.
5. Каковы возможные варианты развития событий на стадии разрешения конфликта?
6. Почему в любом конфликте на стадии его завершения необходимы переговоры?
7. От каких факторов зависит степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями?
- Т.А. Марченко социология
- Рецензенты
- Оглавление
- Глава 5. Социология конфликта.
- Глава 6. Социология политики
- Глава 7. Социология общественного мнения
- Глава 8. Социология семьи
- Глава 1. Возникновение и развитие социологии
- 1.1. Что и как изучает социология. Объект и предмет социологического исследования
- 1.2. От метафизики к позитивизму
- 1.3. Позитивная социология о. Конта
- Глава 2. Эволюционизм как разновидность системного подхода
- 2.1. Социальный дарвинизм г. Спенсера
- 2.2. Идея “физиологического разделения труда”
- 2.3. Две эпохи человеческой истории.
- Эволюционизм
- Глава 3. Социология Эмиля Дюркгейма
- 1.1. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии
- 3.2. “Социологизм” как философское обоснование социологии
- 3.3. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии. Становление структурного функционализма
- Механическая солидарность
- Органическая солидарность
- 3.4.Формальная социология г. Зиммеля
- Основные выводы.
- Глава 4. Социология в России
- 4.1. Процесс институционализации социологии как науки
- 4.2. Первый этап: развитие позитивизма в России: основные направления
- 4.3. Второй этап развития социологии: различные версии неокантианства и марксизма (1890-е г. - начало XX в.).
- 4.4. Третий этап: самоопределение социологии как общей теории. (первая четверть XX века)
- 4.5. Четвертый этап: «взлет и падение» социологии в России. (20-е -30-е годы XX в.).
- 4.7. Современный этап развития социологии в России
- Глава 5. Социология конфликта
- 5. 2. Функции социального конфликта
- 5. 3. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта
- 5.4. Основные стадии развития конфликта
- Глава 6. Социология политики
- 6.2. Понятие социального идеала
- 6.3. Политические нормы и политические ценности. Соотношение политики и морали
- 6.4. Автократическая и демократическая политические культуры
- Восток – Запад – Россия (политические ценности)
- 6.5. Политический язык как элемент политической культуры
- Глава 7. Социология общественного мнения
- 7.1. Возрождение массовых опросов общественного мнения в российской социологии
- 7.2. Структура общественного мнения и направления его исследования
- 7.3. Проект Бориса Грушина «Общественное мнение»
- 7.4. Проект Владимира Шляпентоха
- 7.5. Опросы общественного мнения, но под контролем партии
- 7.6. Подъем исследований общественного мнения российского общества
- Глава 8. .Социология семьи
- 8.1. Социальная сущность и функции семьи
- 8.2. Классификация семейно-брачных отношений
- 8.3. Трансформация семьи и ее будущее
- Ключевые слова
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Эмпирическая социология
- 9.1. Возникновение эмпирической социологии
- 9.2.Основные школы эмпирической социологии
- 9.3.Социология академическая и прикладная
- Глава 10. Психологическое направление в социологии
- Иммануил Валлерштейн: биографический очерк
- Заключение
- Библиографический список
- Социология
- 344002, Г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.