logo
УП_социология_юф_эфм_эфэ_фтд

Восток – Запад – Россия (политические ценности)

Восток

Запад

Россия

Отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев, отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира

Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится, как правило, на принципах честной игры и равенства граждан перед законом

Отношение к политике как к разновидности конфликтной деятельности между крупными группами интересов

Уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческим достоинством

Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком

Убежденность, что власть обретается в борьбе сил, не вполне известных народу

Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности

Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления прав собственности; примат идеалов индивидуальной свободы

Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий сочетается с сомнением в возможностях осуществления прав и свобод гражданина. Синтез идеалов индивидуальной и коллективной свободы

Признание главенствующей роли в политике элит и государства; предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма

Признание индивида главным субъектом и источником политики; отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав, свобод личности, способствующему развитию предпринимательской деятельности

Признание главенствующей роли в политике элит и государства

Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни, коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности. Тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, харизматическому лидеру

Предпочтение личностью множественных форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной формы организации власти (наличия разных партий, групп давления и пр.)

Отношение в стадии конституирования

Сакрализация правителей и их деятельности по управлению обществом; отсутствие убежденности в необходимости контроля над их деятельностью

Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом; понимание необходимости контроля над их деятельностью

Формирование рационального отношения к деятельности власти; понимание необходимости контроля над деятельностью правящих элит, лидеров и организаций

Приоритет местных правил и обычаев (местного права над формальными установлениями государства, тенденция к сглаживанию противоречий между традиционными ценностями и законодательными установлениями как мотиваторами политического поведения)

Примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения

Осознание примата общегосударственных законов и установлений, реализация неформальных моделей поведения, подкрепляемых традицией

Невыраженная идеологизированность граждан (за исключением исламских течений)

Достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций граждан

Сосуществование как идеологизированности, так и деидеологизированности граждан

Наличие некоторых общих моментов не является показателем унификации политических культур и политической публичности. В зависимости от особенностей развития того или иного государства, его позиционирования в мировом сообществе, материальной и духовной культуры формируются весьма различающиеся между собой формы политической культуры. Её особенности весьма существенно влияют на электоральные вкусы и предпочтения. Политические ценности россиян находятся в стадии конституирования, им свойственна некая амбивалентность. Вместе с тем достаточно четко выражено отношение к политике как к разновидности конфликтной деятельности между группами интересов. Политическую жизнь россиянина сложно назвать активной, но россиянин – небезразличен, он выбирает «во власть» в соответствии с формирующимися политическими ценностями.