1.2. От метафизики к позитивизму
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в XIX в.
В главных своих сочинениях - «Курс позитивной философии» (Т. 1-б, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т. 1-4, 1851-1854) - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явлениям, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.
Конечно, совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначалась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций.
Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание. На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. Во второй половине XIX в. в ней господствовал позитивизм, затем географическое направление (Э. Реклю, Ж. Ратцель), социал-дарвинизм (О. Амон, Ж. Лапут). В конце XIX - начале ХХ в. получают распространение психологические школы (Л. Гумплович, Л. Уорд, Г. Тард), среди которых наиболее известен бихевиоризм (Дж. Хоманс, Э. Мейо). С 20-х гг. ХХ в. заметную роль начинают играть эмпирические исследования (В. Дильтей, У. Мур, К. Девис и др.), что повлекло за собой бурное развитие их методики и техники, повысивших научную и практическую значимость социологии. В развитии ее как самостоятельной науки видное место принадлежит таким мыслителям, как Г.Спенсер, М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маннгейм, Г.Зиммель и др. Современные зарубежные социологи представлены рядом школ (структурный функционализм, феноменологическая социология) и такими именами, как Т. Парсонс, Р. Мертон, Т. Леви, Н. Смелсер и др.2.
Из классиков западной социологической теории проблемами определения предмета общей социологии занимались Огюст Конт и Герберт Спенсер. Позже значительный вклад в определение предмета общей социологии в рамках западной социологической теории внесли Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Питирим Сорокин и Толкотт Парсонс. Истории зарубежной социологии в отечественной науке посвятили свои работы И.И. Антонович, Г.К. Ашин, И.А. Бутенко, Д.М. Гвишиани, С.И. Попов, А.В. Шестопал, И.С. Кон, Л.Г. Ионин, Ю.Н. Давыдов, Л.Н. Москвичев, Ю.А. Замошкин, С.И. Эпштейн и др. В них дан анализ как общих, так и конкретных проблем развития социологических теорий Запада.
- Т.А. Марченко социология
- Рецензенты
- Оглавление
- Глава 5. Социология конфликта.
- Глава 6. Социология политики
- Глава 7. Социология общественного мнения
- Глава 8. Социология семьи
- Глава 1. Возникновение и развитие социологии
- 1.1. Что и как изучает социология. Объект и предмет социологического исследования
- 1.2. От метафизики к позитивизму
- 1.3. Позитивная социология о. Конта
- Глава 2. Эволюционизм как разновидность системного подхода
- 2.1. Социальный дарвинизм г. Спенсера
- 2.2. Идея “физиологического разделения труда”
- 2.3. Две эпохи человеческой истории.
- Эволюционизм
- Глава 3. Социология Эмиля Дюркгейма
- 1.1. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии
- 3.2. “Социологизм” как философское обоснование социологии
- 3.3. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии. Становление структурного функционализма
- Механическая солидарность
- Органическая солидарность
- 3.4.Формальная социология г. Зиммеля
- Основные выводы.
- Глава 4. Социология в России
- 4.1. Процесс институционализации социологии как науки
- 4.2. Первый этап: развитие позитивизма в России: основные направления
- 4.3. Второй этап развития социологии: различные версии неокантианства и марксизма (1890-е г. - начало XX в.).
- 4.4. Третий этап: самоопределение социологии как общей теории. (первая четверть XX века)
- 4.5. Четвертый этап: «взлет и падение» социологии в России. (20-е -30-е годы XX в.).
- 4.7. Современный этап развития социологии в России
- Глава 5. Социология конфликта
- 5. 2. Функции социального конфликта
- 5. 3. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта
- 5.4. Основные стадии развития конфликта
- Глава 6. Социология политики
- 6.2. Понятие социального идеала
- 6.3. Политические нормы и политические ценности. Соотношение политики и морали
- 6.4. Автократическая и демократическая политические культуры
- Восток – Запад – Россия (политические ценности)
- 6.5. Политический язык как элемент политической культуры
- Глава 7. Социология общественного мнения
- 7.1. Возрождение массовых опросов общественного мнения в российской социологии
- 7.2. Структура общественного мнения и направления его исследования
- 7.3. Проект Бориса Грушина «Общественное мнение»
- 7.4. Проект Владимира Шляпентоха
- 7.5. Опросы общественного мнения, но под контролем партии
- 7.6. Подъем исследований общественного мнения российского общества
- Глава 8. .Социология семьи
- 8.1. Социальная сущность и функции семьи
- 8.2. Классификация семейно-брачных отношений
- 8.3. Трансформация семьи и ее будущее
- Ключевые слова
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Эмпирическая социология
- 9.1. Возникновение эмпирической социологии
- 9.2.Основные школы эмпирической социологии
- 9.3.Социология академическая и прикладная
- Глава 10. Психологическое направление в социологии
- Иммануил Валлерштейн: биографический очерк
- Заключение
- Библиографический список
- Социология
- 344002, Г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.