Библиотеки
Библиотека : библио- книга, тека- накопление - книгохранилище.
В Законе «О библиотечном деле» от 1994 года определено понятие библиотеки.
Библиотека- информационное , культурно-образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Социальная функция библиотек состоит в реализации конституционных прав каждого гражданина на образование, пользование достижениями культуры и отдых. Эта функция осуществляется посредством индивидуальной работы читателя с предоставляемыми библиотекой книжными, журнальными, газетными фондами, а также путем других видов культурных услуг.
По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования, библиотеки подразделяются на массовые ( публичные) с универсальным книжным фондом и специальные – с фондом книг по определенным видам научной , учебной, производственной деятельности ( медицинская, техническая, научная, педагогическая)
Библиотечная сеть :
Сеть министерства культуры РФ ( все наши библиотеки)
Научно-технические библиотеки
Школьные библиотеки
Профсоюзные библиотеки
Военные библиотеки
Научные библиотеки
В последнее время появилось такое понятие, как Интернет-библиотеки.
По административному признаку:
Российские библиотеки. ( Российская государственная библиотека в Москве)
Республиканские библиотеки
Краевые и областные библиотеки ( Нижегородская государственная областная научная библиотека им. В.И. Ленина)
Районные и городские библиотеки
Поселковые и сельские библиотеки.
Передвижные библиотеки
Структура библиотеки. Зависит от масштабности.
Районная библиотека: Абонемент ( работа с читателями)
Читальный зал ( место для работы с книгой в стенах библиотеки),
Информационно-библиографический отдел ( каталоги и справочники)
Отдел комплектования и обработки ( приобретают, ставят инвентарный номер, указывают раздел)
Методический отдел ( осуществляют методическое руководство сельскими библиотеками)
В последнее время в районных библиотеках создаются Центры правовой информации, а в сельских библиотеках – информационные центры.
Библиотеки проводят большую массовую работу с читателями и являются одним из главных социальных партнеров клубного учреждения.
Формы библиотечной работы:
Книжные выставки
Обзоры литературы по теме или новинок
Часы информаций
Библиотечные уроки
Беседы, диспуты, дискуссии, часы откровенного разговора
Литературно-музыкальные композиции, вечера поэзии, часы истории
Встречи с поэтами и писателями
Презентации новых книг
Клубные объединения и клубы по интересам
Литературные гостиные
( привести примеры совместной работы библиотеки и клубного учреждения)
Музеи
Музей- это научно-просветительное учреждение, занимающееся комплектованием, хранением и экспонированием произведений искусства, предметов истории , науки, быта, материалов из жизни выдающихся людей и т.д. , расположенной по определенной системе и снабженных необходимыми пояснениями.
Музей- это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов, которые используются в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.
Первый музей в России создал Петр 1 в 1714 году – Кунсткамера
Все музеи делятся на государственные ( в ведении министерства культуры РФ) , общественные ( на предприятиях, в школах), частные музеи , передвижные.
Различают музеи комплексные ( много отделов: краеведческие) , отраслевые, мемориальные
Отраслевые музеи подразделяются по направлениям:
Исторические ( Исторический музей в Москве, историческо-архитектурный комплекс в Н.Новгороде)
Промышленно-технические ( политехнический музей в Москве, музей фотографии в Н.Новгороде)
Естественно-научные ( Дарвинский музей в Москве)
Художественно-искусствоведческие ( Эрмитаж, Третьяковская галерея , театральный им. Бахрушина, художественный музей в Н.Новгороде)
Этнографические (Истории культуры и быта - Щелковский хутор, Кижи)
Мемориальные музеи ( Мамаев курган, Пискаревское кладбище, Нижегородский Кремль )
Практически для всех типов и видов музеев присуще: поисковая, научная, исследовательская, собирательная и пропагандистская деятельность.
Посещая музеи, люди имеют реальную возможность приобщиться к общественно-полезной работе, принять личное участие в сборе экспонатов, подготовке экскурсий.
Формы музейной работы:
Выставки
Экскурсии
Познавательные программы
Презентации
Встречи с коллекционерами и интересными людьми
Зависят от направленности музея: литературные вечера и фестивали ( Дом-музей П.И. Чайковского в Клину), театральные встречи, декабрьские вечера в музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, интерактивные спектакли из жизни Н.Добролюбова в музее им. Добролюбова в Н.Новгороде.
Музеи Нижнего Новгорода:
1.Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Нижегородский Кремль» ( Нижегородский Кремль- Дмитриевская башня , Музей истории художественных промыслов, Музей Нижегородской интеллигенции, Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья- Щелковский хутор )
2. Государственный литературный музей им. М.Горького
3. Государственный русский музей фотографии (Карелин, Дмитриев)
4. Художественный музей
5. Музей-квартира .Сахарова
6. Музей Горького «Домик Каширина» ( где прошло детство Алеши Пешкова)
7. Музей Добролюбова
( привести примеры работы музея вашего района)
- Социально-культурная деятельность. Краткая характеристика курса.
- Культура. Основное понятие.
- Сущность социально-культурной деятельности.
- Важнейшие сферы культурной деятельности
- Функции социально-культурной деятельности
- Принципы социально-культурной деятельности
- Неразрывная связь с жизнью, практическими задачами нашего общества.
- Дифференцированный подход к различным группам населения
- Развитие инициативы и самодеятельности масс.
- Инфрастуктура культуры
- Библиотеки
- Парки культуры и отдыха.
- Учреждения искусств и творческие союзы.
- Учреждения для детей
- Учреждения физической культуры и спорта
- Аудитория учреждений культуры (а.)
- Виды аудитории
- Методы изучения аудитории .
- Общие правила составления анкеты:
- Композиционное строение анкеты
- Демографическая часть ( сведения о респонденте или паспортичка)
- Анализ анкеты по теме «Клуб и досуг»
- 1. Имеете ли Вы отношение к культурной жизни города (посёлка), если да, то какое?
- 6. В вашем дк Вам интересно: