Сущность социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры и характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов всех слоев населения.
Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, мы стремимся пополнить запас знаний, сформировать его взгляды и убеждения, направить на активную жизненную позицию. Основная цель нашего общества- формирование всесторонне- развитой личности. В настоящее время всестороннее развитие личности приобретает характер необходимости закономерного развития общества.
В связи с этим, учреждения культуры обретают особую актуальность в организации досуга населения.
Досуг- это свободное от работы время. Слово «досуг» со значением свободного времени употребляется в России с середины 15 века. Трактуется, как праздное время, свободное от работы, занятий и других дел
У Даля - «досуг»- свободное, не занятое время, гулянка, простор от дела.
У Ожегова- «досуг» - свободное от работы время, досужий- свободный от дела, праздный.
Различные варианты времяпрепровождения условно разделены на группы:
информационный досуг ( чтение газет, журналов, ТВ)
интеллектуальный досуг ( посещение театров, концертов, музеев)
физкультурно-спортивный досуг ( занятия спортом, туризмом)
развлекательно-тусовочный досуг ( бары, дискотеки, развлекательные программы)
семейно-ориентированный досуг ( занятие с детьми, семейный отдых)
Досуг несет в себе особым образом организованное общение, глубокий социальный смысл и выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение. Общество не определяет, чем заняться человеку в сфере досуга, но ему не безразлично, чем он будет занят. В обществе существуют критерии (черты) рационального досуга:
Удельный вес свободного времени на культурную деятельность ( спать, курсы)
Средства из бюджета личности, используемые на культурную деятельность ( анкетирование, билеты, платные услуги)
Мера социализации досуга ( более полезным считается досуг, основанный на коллективных формах культурного общения)
Досуговую деятельность принято рассматривать в различных направлениях. ( типы досуговой деятельности) Согласно исследованиям культурологов, досуговая деятельность человека распределилась в следующих пропорциях:
Типы досуговой деятельности:
«Домашний досуг»- простейший тип проведения свободного времени ( телевизор, чтение, рукоделие, техническое творчество)- 47%
«Традиционный досуг»- расширение домашнего досуга за счет встреч с друзьями дома или в гостях.- 18%
«Развивающий досуг» ( увлечения, хобби, самообразование)- 8%
«Оздоровительный досуг» ( спорт, туризм, отдых на природе)-8%
«Развлекательный тип активного досуга» ( внедомашние виды рекреационной и развлекательной деятельности: посещение театров, музеев, кино, клубов )- 18 %
Активность личности в сфере культурной деятельности.
Существует несколько уровней активности:
случайное потребление культурных благ ,
пассивное потребление,
избирательное потребление,
интерпритаторская деятельность ( разъяснение смыслового значения произведений искусства, творческое раскрытие какого-либо художественного произведения ),
творческая культурная деятельность( создание культурных ценностей) -один из наивысших уровней досуга.
Главной целью СКД считается повышение общей культуры людей, воспитание культуры нравственной, семейной, эстетической, правовой и т.д.
Основная задача СКД сформировать из личности потребность к самореализации, сформировать потребность в культурной деятельности и создать условия для реализации потребностей. СКД осуществляется в свободное время и отличается свободой выбора, добровольностью, инициативой, активностью социальных групп и отдельной личности, обуславливается национально-этническими и региональными особенностями и традициями.
Понятие « социально- культурная деятельность» складывается из 2-х понятий: социальная деятельность и культурная деятельность.
Социальная деятельность- это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социализации и социальной адаптации.
Социализация- это процесс освоения личностью различных социальных ролей и усвоение его нравственных норм, правил поведения, обычаев и традиций данного общества.
Социальная адаптация- процесс приспособления человека к изменяющимся условиям жизни.
Культурная деятельность-это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию культурных ценностей.
Культурные ценности- нравственные и эстетические идеалы, нормы и образы поведения, языки и диалекты, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания и сооружения, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага- условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческая деятельность- создание культурных ценностей и их интерпретация ( толкование, переработка, объяснение)
Творческий работник- субъект культурной деятельности, физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения ценностей.
Культурное наследие народов и национальных групп- это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для развития самобытности всех народов.
Государственная политика-политика государства в области культурного развития- совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Обозначена в Конституции РФ, Законе о культуре, законе о некоммерческих организациях, положениях о КДУ.
В законах предусматривается:
- права человека на отдых
- права человека на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, осуществляемой как на профессиональной основе, так и непрофессиональной ( любительской)
- права человека на личную культурную самобытность
- права собственности в области культуры
- права на создание различных организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений в области культуры
- права на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное художественное образование
- права на культурную деятельность в зарубежных странах
( Все эти понятия отражены в Законе о культуре 1992)
- Социально-культурная деятельность. Краткая характеристика курса.
- Культура. Основное понятие.
- Сущность социально-культурной деятельности.
- Важнейшие сферы культурной деятельности
- Функции социально-культурной деятельности
- Принципы социально-культурной деятельности
- Неразрывная связь с жизнью, практическими задачами нашего общества.
- Дифференцированный подход к различным группам населения
- Развитие инициативы и самодеятельности масс.
- Инфрастуктура культуры
- Библиотеки
- Парки культуры и отдыха.
- Учреждения искусств и творческие союзы.
- Учреждения для детей
- Учреждения физической культуры и спорта
- Аудитория учреждений культуры (а.)
- Виды аудитории
- Методы изучения аудитории .
- Общие правила составления анкеты:
- Композиционное строение анкеты
- Демографическая часть ( сведения о респонденте или паспортичка)
- Анализ анкеты по теме «Клуб и досуг»
- 1. Имеете ли Вы отношение к культурной жизни города (посёлка), если да, то какое?
- 6. В вашем дк Вам интересно: