Тема 3. Принципы и типы взаимодействия культур
3.1. Типы взаимодействия культур. Культура начинается с разделения мира на «своё», «культурное», «безопасное», «гармонически организованное» пространство и «чужое», «враждебное», «опасное», «хаотическое»41. Этническое сознание жёстко делит мир на своё и чужое. Оно тяготеет к ксенофобии (страх перед чужим) и этноцентризму – убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных групп. Это оценка иной культуры с точки зрения приоритета своего, что ведёт к конфликтным формам взаимодействия с другим как чужим-опасным или низшим-примитивным. Вся история пронизана разнообразными формами конфликтных взаимодействий: агрессия, военные завоевания, насильственный захват колоний. Эта тяга к доминированию ведёт в своём крайнем проявлении к геноциду – истреблению иного народа по расовым, религиозным, социокультурным соображениям; порождает феномен рабства и работорговли. Страх перед иным, тяга к закрытости порождают сегрегацию – изолированное существование культур, сепарацию и сепаратизм – стремление к изоляции и отделению от целого. Любая национальная культура формируется на основе ассимиляции – поглощения многих этносов, их растворения в доминирующей культуре. Ассимиляция часто ассоциируется с насильственными и дискриминационными мерами по отношению к меньшинствам. Ответом на процессы ассимиляции малого в большом часто является сепаратизм, актуальный и для современной Европы, и России. В этой борьбе цивилизаций за сферы влияния образуются доминирующие и маргинальные культуры. Так, Россию часто называют маргиналом и Востока, и Запада. Культурная маргинальность (от лат. margo–край) – нахождение культурного типа или социальной группы на границе разных культурных систем.
Традиционное сознание монологично и дополняет конфликтные формы взаимодействия различными видами общения неравных партнёров: дипломатический этикет, запреты, законы, договоры, условные соглашения. Вся история культуры – долгий процесс трансформации опасного чужого в дружественное другое, с которым возможно равноправное сотрудничество – интеграция, диалог. В истории культуры нарастают процессы аккультурации – взаимодействия, в ходе которого происходит усвоение новых элементов, образование нового культурного синтеза и глобализации - противоречивое, стихийное и сознательное движение человеческих сообществ к взаимодействию и сотрудничеству. Г.С.Померанц выделяет 4 этапа глобализации: рождение империй; имперско-конфессиональные общности; международная торговля; современная электронно-финансовая глобализация. Вся история с её зигзагами и усложнённым драматизмом – это путь к взаимодействию культур и цивилизаций. Современные культуры – результат длительного культурного взаимодействия.
Можно говорить о различных проявлениях европоцентризма, преодолённого культурной антропологией, но трудно преодолимого для западного рационализма (сциентизма) и экспансионизма (воля к власти).
3.2. Диалог как принцип взаимодействия культур. Диалог – наилучший способ межкультурного взаимодействия. Взаимодействие культур, их диалог – наиболее благоприятная основа для развития межэтнических и межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, диалог между культурами затруднён, взаимодействие культур носит ограниченный характер. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряжённость, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Другое сознание требует диалогических – равноправных отношений. Диалогические отношения – отношения равенства между культурами. Условием диалога является взаимопонимание. При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет своё единство и целостность, но они взаимно обогащаются. Мир в условиях глобализации развивается как взаимосвязанный, а основным принципом взаимодействия культур становится принцип культурного плюрализма – многообразия. Д.С.Лихачёв подчёркивал: «Культура не имеет границ и обогащается от общения с другими культурами. Национальная замкнутость неизбежно ведёт к обеднению и вырождению культуры»42.
Идея диалога, отмечает В.М.Межуев, рождается в древнегреческой философии: согласно Сократу, истина рождается в споре как результат долгого процесса познания. «В диалоге все равны перед истиной…Другое условие диалога – наличие свободных людей, способных мыслить самостоятельно»43. Диалог как беседа, обсуждение, дискуссия, полемика, спор – это общение людей в ситуации свободы. Современная цивилизация – «цивилизация диалога»: «Логика постмодерна – пафос общения разнородных, разнокачественных миров и смыслов»44.
Пример диалога национальных культур дан «европейским концертом наций», диалог разных религиозных традиций представлен на индо-тихоокеанском Востоке: «духовный плюрализм знаков святыни в индийском и дальневосточном мире», которого не знали средиземноморские культуры, и связан этот плюрализм с «неизреченностью высшей тайны, которую человек, чувствующий духовную основу мира, почитает»45. А русская культура породила новый тип сознания с его тягой к духовному синтезу: «В русской культуре, развивавшейся на перекрёстке нескольких культурных влияний, дремлет сознание Европы как целого, мира как целого» («Нам внятно всё» – по мысли А.Блока)46.
Драматизм развития цивилизации заключается во всё большем удалении от первоначальной целостности. «Культуру можно рассматривать как переплетение принципов, которые являются истинными, если они ограничивают друг друга. Один принцип вырвался… – разрушение культуры неизбежно»47 (как вырвался интеллект, породивший техногенный мир современной цивилизации). Померанц в своих работах подчёркивает: «Два слова приобретают всё большее значение в современной культуре: диалог и Целое». Они внутренне связаны. «Подлинный диалог возможен только под образом Целого. А согласие в духе Целого невозможно без диалога»48. Задача творческого меньшинства, на которое Померанц возлагает большие надежды, – «видеть мир как целое»49. Два условия диалога для ученого – «чтобы каждый его участник был лицом», а во-вторых, «понимал другого». «В подлинном диалоге личность не теряет, а лучше осознаёт себя, собственную глубину.., учится видеть ближнего не извне, а изнутри, не как чужого, а как родного. Но родного, имеющего своё лицо»50. Позиция Померанца полемично полярна известной работе С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций?» с его интуицией политолога и логикой времён холодной войны. В современном мире, где культурные миры смешиваются, «терпимость к чужому…превратилась в глобальную необходимость». Но мировому диалогу цивилизаций, недостаёт, по мысли Померанца, духовного единства – «единого неба»51. Вся история для ученого с её зигзагами и усложнённым драматизмом – это путь к взаимодействию культур и цивилизаций.
Готовность к диалогу близка понятию толерантность – одно из ключевых свойств современного человека, уважение прав, обычаев, образа жизни других народов, неотъемлемый элемент демократии.
- Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Феномен культуры. Функции культуры
- Тема 2. Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада. Процессы модернизации
- 2.3. Культура традиционная и современная.
- 2.7. Доминанты западной (евроамериканской) метакультуры.
- 2.8. Франкфуртская школа социальных исследований: критика индустриального общества и «одномерного человека».
- 2.9. Доминанты восточных (традиционных) культур.
- 2.10. Японская культура
- 2.11. Китайская культура
- 2.12. Культура Индии
- 2.13. Исламская культура
- Тема 3. Принципы и типы взаимодействия культур
- 3.3. Культурная антропология о взаимодействиях культур
- 3.4. Теории культурно-исторических типов и их взаимодействия.
- 3.5. Международные нормативные акты юнеско
- Тема 4. Процессы глобализации. Межкультурные взаимодействия в современном глобальном мире. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Сравнительный анализ трех типов цивилизаций. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Э.Тоффлер о ситуации постмодерна («Футурошок»).
- 4.4. Контуры глобальной эпохи в работах отечественных авторов. Проблемы истинного глобализма.
- 4.5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в современном мире.
- Тема 5. Межкультурная коммуникация в информационном обществе и проблемы национальной идентичности
- 5.3.Типология процессов коммуникации.
- Тема 6. Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур
- 6.1. Историческое своеобразие русской культуры. Современные споры.
- 6.2. Трагические закономерности русской истории и культуры.
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Институт образования в современном мире. Образованный слой общества: интеллигент и интеллектуал. Споры вокруг понятия интеллигенция
- 1.2. Российская образовательная политика.
- 2. Религия в современном мире
- 3. Общественно-культурная среда. Культура сельская и городская, столичная и провинциальная
- 3.3. Отличительные черты сельской (деревенской, крестьянской) социокультурной среды.
- 3.4. Отличительные черты городской социокультурной среды.
- 4. Субкультуры
- 5. Молодёжная культура и молодёжные субкультуры. Феномен контр и рок-культуры
- 6. Массовая культура и её формы
- 7. Изменения гендерных ролей и стереотипов в современной культуре. Проблемы современной семьи и брака
- 7.4. Гендерные модели отечественной культуры.
- 7.6. Проблемы современных семейно-брачных отношений.
- Контрольные вопросы к зачету