3.3. Культурная антропология о взаимодействиях культур
Вопросы динамики культуры выдвигаются на первый план в американской школе культурной антропологии (Ф.Боас, А.Крёбер, М.Мид и др.). Метод аккультурации изучает процессы контактов культур, в результате которых меняются культурные парадигмы (Дж.Гершкович, Дж.Мелвил, О.Оттенберг). Согласно этому методу, культурные различия между этническими общностями уравниваются со вступлением в непрерывный и непосредственный контакт. Культурная антропология описывает процессы культурной диффузии – пространственного распространения, проникновения культурных достижений одних обществ в другие, заимствования достижений одних обществ другими.
Принцип функционализма в английской антропологии (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун) рассматривает функциональные связи культуры и социума, не соотнося культуры друг с другом, формируя представления о самоценности различных культур.
«Мир через культуру» – девиз движения Н.К.Рериха. Глубокое понимание культуры и культурное сотрудничество ведут народы к миру. В начале 1930-х гг. в США последователями Рериха создаётся Всемирная лига культуры. Программа её предусматривала работу по распространению идей мира и защиту культурных ценностей. Секции лиги занимались популяризацией новейших научных достижений, налаживанием сотрудничества между деятелями культуры и искусства разных стран.
- Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Феномен культуры. Функции культуры
- Тема 2. Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада. Процессы модернизации
- 2.3. Культура традиционная и современная.
- 2.7. Доминанты западной (евроамериканской) метакультуры.
- 2.8. Франкфуртская школа социальных исследований: критика индустриального общества и «одномерного человека».
- 2.9. Доминанты восточных (традиционных) культур.
- 2.10. Японская культура
- 2.11. Китайская культура
- 2.12. Культура Индии
- 2.13. Исламская культура
- Тема 3. Принципы и типы взаимодействия культур
- 3.3. Культурная антропология о взаимодействиях культур
- 3.4. Теории культурно-исторических типов и их взаимодействия.
- 3.5. Международные нормативные акты юнеско
- Тема 4. Процессы глобализации. Межкультурные взаимодействия в современном глобальном мире. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Сравнительный анализ трех типов цивилизаций. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Э.Тоффлер о ситуации постмодерна («Футурошок»).
- 4.4. Контуры глобальной эпохи в работах отечественных авторов. Проблемы истинного глобализма.
- 4.5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в современном мире.
- Тема 5. Межкультурная коммуникация в информационном обществе и проблемы национальной идентичности
- 5.3.Типология процессов коммуникации.
- Тема 6. Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур
- 6.1. Историческое своеобразие русской культуры. Современные споры.
- 6.2. Трагические закономерности русской истории и культуры.
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Институт образования в современном мире. Образованный слой общества: интеллигент и интеллектуал. Споры вокруг понятия интеллигенция
- 1.2. Российская образовательная политика.
- 2. Религия в современном мире
- 3. Общественно-культурная среда. Культура сельская и городская, столичная и провинциальная
- 3.3. Отличительные черты сельской (деревенской, крестьянской) социокультурной среды.
- 3.4. Отличительные черты городской социокультурной среды.
- 4. Субкультуры
- 5. Молодёжная культура и молодёжные субкультуры. Феномен контр и рок-культуры
- 6. Массовая культура и её формы
- 7. Изменения гендерных ролей и стереотипов в современной культуре. Проблемы современной семьи и брака
- 7.4. Гендерные модели отечественной культуры.
- 7.6. Проблемы современных семейно-брачных отношений.
- Контрольные вопросы к зачету