logo
Уч

6.2. Трагические закономерности русской истории и культуры.

Для развития России характерны антиномичность, амбивалентность и противоречивость.

(1) Пограничность – влияние Запада («Скандовизантия», по Д.С.Лихачёву) и Востока – Востока Великой Степи (Л.Н.Гумилёв, В.К.Кантор). (2) Географический фактор: искание границ, экстенсивный путь развития. «Державный тупик». Россия – форпост между Европой и степной Азией. Деспотизм власти, подавление личности, отсутствие прав личности, протестные формы поведения. Личность и государство – антагонисты. (3) Катастрофичность и прерывность развития (Н.А.Бердяев), вечная переходность, трагедия невзросления (П.Чаадаев) – «лишённые наследства» (В.К.Кантор). (4) Скомканность развития, варваризация всех цивилизационных проектов в России – тонкость интеллектуального слоя178. При Петре I Россия вступила на путь догоняющей модернизации, не пережив Ренессанса, Реформации, Просвещения. (5) Православие и русская культура. Амбивалентная роль православия в истории русской культуры. Православие срастается с самодержавием – консервативность православия, сервилизм и догматизм церкви. Проблема поверхностной христианизации страны: двоеверие, обрядоверие. Святая Русь – почитание святых, прирождённое христианство русской натуры. Существо русского православного сознания: соборность, созерцательность, смиренность. Пасхальный и рождественский тип культуры. (6) Раскол между культурным и социальным развитием: высочайшие достижения русской культуры (икона, русский стиль, литература, музыка, религиозно-философский ренессанс Серебряного века) и проблематичность русской цивилизации. Социальные достижения советского периода и наоборот культурный догматизм. Таким образом, русская культура имеет бинарное строение (Д.С.Мережковский, Ю.М.Лотман, М.Эпштейн179) в отличие от целостности восточных культур и троичности западной, где устойчивое срединное начало стабилизирует исторический процесс. Культурно-исторический процесс в России – раскачивание маятника, раскол между полярными полюсами социокультурной семантики: самобытность-всемирность, государственность-анархия, деспотизм-безвластие, революция-застой и т.д. «В России радикальный вариант модернизации привёл к демодернизации»180.

6.3. Русская идея. В различных концепциях русской идеи можно усмотреть нечто общее – идея всемирного, всеотзывчивого, планетарного сознания. Единство родного и вселенского – русский культурный код, результат исторического развития «на перекрёстке культур». (1) Синтез Востока и Запада: «всемирная отзывчивость» (Ф.М.Достоевский), философия всеединства Вл.Соловьёва. «Нам доверено сделать мир лучше и справедливее…Россия может стать авангардом в строительстве многополярного мира»181. (2) Русский космизм – новое космическое, планетарное сознание. (3) Этикоцентризм – христианский гуманизм, соборность (духовное единение). (4) Русская софиология – христианство как религия преображения, поиски соединения земли и неба, идея Богочеловечества, поиски нового религиозного сознания, религиозный модернизм. (5) Православие, самодержавие, духовность – Святая Русь. (6) Современная ариософия – поиск ведических и гиперборейских праоснов культуры (А.Дугин, В.Дёмин). (7) Русская литература как русская идея. Литературоцентричность русской культуры. Своеобразие русской литературы: сакральность, синтетичность, литература как нравственно-общественное служение, религиозное искание, писатель как пророк, учитель нации.

О «всемирной отзывчивости» русского человека говорил Ф.М.Достоевский в своей пушкинской речи и словами Версилова в романе «Подросток»: «У нас создался веками какой-то ещё нигде не виданный высший культурный тип, которого нет в целом мире…Вся Россия жила лишь пока для того, чтобы произвести эту тысячу…Я во Франции – француз, с немцами – немец, с древним греком – грек и тем самым наиболее русский»182. Речь идёт о явлении русского европеизма, о способности воспринимать Европу как целое, «единую империю духа»183. Именно с этим культурным типом, который можно назвать пушкинским типом (поскольку Пушкин – символ русского европеизма уже для Достоевского, а также деятелей Серебряного века), связаны высшие достижения нашей культуры XIX-начала ХХ веков – русской литературы, а также феномен Серебряного века. Как писал С.Н.Булгаков, «для своего национального чувства русскому нужно вселенское ядро – это аксиома»184. Культурный тип, который сформировался в петербургский период нашей культуры, «России пробудившейся мысли», по слову Н.А.Бердяева, – это человек, ощущающий единство национального со вселенским.

О нём размышлял Н.А.Бердяев в «Русской идее», характеризуя Вл.Соловьёва: «Вл.Соловьёв был представитель русского универсализма…У него было видение целостности, всеединства мира, божественного космоса, в котором нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора». Этой «интуиции всеединства» «он даст имя София»185. Современным языком Соловьёва можно назвать одним из первых теоретиков истинного глобализма, каковым являлся и Померанц. Исторический процесс для Соловьёва совершается в направлении «к объединению всего человечества как солидарного целого», к «всечеловеческому единству», а «все ложные или недостаточные формы человеческих союзов (патриархальные, деспотические, односторонне-индивидуалистические)» разрушаются186. Подобные размышления можно назвать предчувствием и предвестием исторических коллизий ХХ века. В этом движении к «всечеловеческому единству», синтезу всеобщего и индивидуального, «свободному согласию и братскому единению» Соловьёв видел историческое призвание христианства, которое должно вновь стать живым и действенным, возродить свою «вселенскую» сущность, а не ограничиваться «храмовой» формой187, а также русскую идею. Россия для Соловьёва – «душа человечества», призванная примирить Восток и Запад, вечные религиозные устои и человеческий активизм, «объединить всё человечество». Как актуально звучат слова Соловьёва, сказанные более ста лет назад: «Её жизнь ещё не определилась окончательно, она ещё двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами», как «в душе отдельного человека светлое духовное начало имеет против себя тёмную хаотическую основу»188. Лучшее, что породила необъятная русская равнина, «Россия – страна безграничной свободы духа» – это тип странника, о котором Бердяев писал и в «Русской идее», и в «Судьбе России»: «Странник – самый свободный человек на земле. Он ходит по земле, но стихия его воздушная…Странник свободен от “мира”…Величие русского народа и призванность его к высшей жизни сосредоточены в типе странника. Русский тип странника нашёл себе выражение не только в народной жизни, но и в жизни культурной, в жизни лучшей части интеллигенции. И здесь мы знаем странников, свободных духом, ни к чему не прикреплённых, вечных путников, ищущих невидимого града» (которых так любил писать на своих картинах Н.К.Рерих). «…Духовное странствование есть в Лермонтове, в Гоголе, есть в Л.Толстом и Достоевском»189, потому русские писатели «переходили пределы литературы» и «искали преображения жизни»190. Такими же странниками были характерные представители культуры Серебряного века. Искание универсального синтеза размывало границы между отдельными сферами культуры, философией, религией, искусством и литературой. Порождало особый универсализм творцов Серебряного века, сочетающих в своём творчестве художественно-эстетические и религиозно-философские начала. Как писал А.Белый о Д.С.Мережковском, ставшим «одновременно критиком и поэтом, и мистиком, и историком», «башня его книг, уходящая в облака,.. начинается многими подножиями», которые упираются «в религию, историю культуры, в искусство, в публицистику…Вершина же башни принадлежит только воздуху. Она над облаками», там Мережковский «что-то увидел» и пытается рассказать нам, и потому он «при всей огромности дарования нигде недовоплощён»191. Последнее суждение прежде всего характеризует самого Белого. Бальмонт был не только ярким поэтом, но и культурфилософом, как все крупные представители Серебряного века. Искание синтеза порождало проблему размышлений о культуре и культурологического дискурса192. По мысли И.В.Кондакова, «возникала почва для нового культурного синтеза, связанного с символической интерпретацией всего»193. В типе странника проявляется эсхатологическая устремлённость русской души: «Странничество – очень характерное русское явление, в такой степени незнакомое Западу. Странник ходит по необъятной русской земле, никогда не оседает и ни к чему не прикрепляется. Странник ищет правды.., он устремлён вдаль…Есть не только физическое, но и духовное странничество. Оно есть невозможность успокоиться ни на чём конечном, устремлённость к бесконечному…Западные люди гораздо более оседлые, более прикреплены к усовершенствованным формам своей цивилизации»194. Это итог особой исторической судьбы России, развивавшейся, по мысли Померанца, «на перекрёстке трёх субглобальных цивилизаций» (западноевропейской, византийской – две ветви христианской цивилизации, китайской, воспринятой в своих худших основах через монгольское влияние), с её особой восприимчивостью: «Русский гений способен влиться в любую форму (и усовершенствовать её)»195.

Этот культурный тип был практически утрачен нами в исторических переломах ХХ века, в наступлении постдуховной эпохи, которую современные исследователи постмодерна обозначают знаком «Вместо Пушкина» и возводят теперь начало постмодерна к советскому соцреализму. Цитирую И.В.Кондакова: «Все мы живём под знаком «Вместо Пушкина» – в виртуальной квазиреальности, наполненной литературными самозванцами», потерявшей различие между добром и злом. «Пушкин – это архетипическая мера русской культуры, тем более важная, что в русской культуре обычно торжествует безмерность, неизмеримость, стихийность»196. Защитником русского европеизма как универсализма в конце ХХ века был классик нашей гуманитарной мысли Д.С.Лихачёв: «Мы должны быть русскими европейцами, если хотим понять духовные и культурные ценности Азии и античности…Наша культура, русская культура и культура российских народов – европейская, универсальная культура, изучающая и усваивающая лучшие стороны всего культурного человечества»197, призывая к развитию высшего образования, возрождению лучших традиций нашей интеллигенции – европейская образованность и духовная свобода. Этот новый культурный тип вновь востребован в современную «эпоху вселенского диалога»198, что вновь и вновь возвращает нас к прерванному полёту русской мысли Серебряного века, вселенскому горизонту этой мысли: «Судьба России как великой державы – действовать в глобальных масштабах, Рассматривать глобальные интересы человечества как свои собственные и не противопоставлять национальное вселенскому; напротив, национальное должно быть понято как особенная форма вселенской культуры, как участник вселенского диалога»199.

И.С.Тургеневым этот новый русский характер определён как «гамлетовски-донкихотский» тип, который, по мысли Г.Померанца, «не исчез. Он и сегодня разбросан по России…Он действует – в школах, в больницах, в некоторых приходах», тип нестяжателей, которые ищут опоры в собственной духовной глубине и втягивают в свои искания небольшие группы, сражаясь с кошмаром рынка без нравственных норм. Их задача – «формировать творческое меньшинство, за которым пойдут другие». От их успеха зависит наш нравственно-культурный код, будущее нашей культурной традиции: «Есть какой-то шанс, что они добьются своего…А если нет – останутся книги в переводе на английский и китайский язык и проблема для историков: чем была Россия»200, ибо «духовное состояние России напоминает падение в бездну» (работа «Корни будущего» 1993 г.)201.

Русская культура породила новый тип сознания с его тягой к духовному синтезу: «В русской культуре, развивавшейся на перекрёстке нескольких культурных влияний, дремлет сознание Европы как целого, мира как целого («Нам внятно всё» – цитирует учёный А.Блока)202. О том, что в России зарождается «новый человеческий тип» с его «вселенским чувством», русский всечеловек, связанный с Богом и Космосом, «иоанновский», «мессианский человек», «исходящий из ощущения целостности, которую он носит в себе и которую пытается восстановить в окружающем расколотом мире», писал В.Шубарт в своём исследовании «ритмики мировой истории» «Европа и душа Востока»203, а в наше время – А.С.Панарин.

Перед Россией, этого «евразийского перекрёстка» с её вселенским духом и открытостью вселенскому диалогу открывается возможность стать «мировой нацией». Померанц сравнивает Россию с Японией, также «дочерней культурой», которая «очень любит учиться», ставшей «мировой нацией с двойной принадлежностью – и к дальневосточной цивилизации, и к становящемуся глобальному сообществу». Такой путь открыт и для России – «путь становления мировой нации». Для этого необходимо «занять активную позицию в решении всех мировых вопросов» и «надо научиться работать, как японцы» 204. Самая характерная черта русской интеллектуальной традиции, столь востребованная сегодня, – «захваченность мировым, вселенским, мировой размах»205, потребность решать мировые проблемы, чувство целого.

6.4. Русская ментальность. Мироощущение русского человека всегда имело вертикальную ценностную направленность: к небу, Богу, отчизне, обществу, миру. Порядочным человеком считался тот, у кого духовные интересы доминировали над материальными (признак интеллигента).

В характере русского человека выделяются такие традиционные качества как патриотизм, державность, коллективизм, доброта, душевность. Русские в равной степени активны и инертны, ленивы и трудолюбивы, вспыльчивы и уравновешенны. Вместе с тем им присущи недисциплинированность, непунктуальность и неаккуратность.

Об антиномичности, противоречивости, двойственности русской души писал Н.А.Бердяев: отношение к религии, государству, национальности, личности, женственность русской души, её беспредельность и инфантильность, утопизм и максимализм206.

6.5. Споры о советской цивилизации. Эпохе даются самые полярные оценки. Отечественный социализм стал формой ускоренной индустриализации. «Новая власть уничтожила традиционные стороны русской жизни, мешавшие торжеству в ней принципов западной цивилизации: религиозность, монархические чувства и прежде всего крестьянское, индивидуально-трудовое хозяйство»207. Россия переживает драму ускоренной модернизации: «Россия, и царская, и советская, была сложным традиционным обществом в состоянии быстрой модернизации» (С.Кара-Мурза – ЛГ.2004.№ 27.С.3). Советская Россия победила фашизм и спасла мир от угрозы нацизма. Фашизм и коммунизм стали неудачными попытками с негодными средствами поворота к приоритету духовного в мире.

Советская идеология – это отрицание казённого православия и порождение религиозной веры в Царство Божие на земле (секуляризированный вариант православия – Н.А.Бердяев). «В Советском Союзе создан прообраз общества будущего, к которому человечество ещё не готово» (ЛГ.2006. № 50. С.4): идеалы равенства и братства. В СССР реализовалась грандиозная социалистическая идея – построение равноправного, справедливого общества, вся полнота власти в котором принадлежит народу. Такова позиция А.Зиновьева: «вершиной русской истории был советский период». Советское общество реализовало идеалы европейского Просвещения, идеи Локка, Руссо, французских социалистов. Миллионы почувствовали себя свободными от многовекового рабства, осознали себя настоящими гражданами. «Коммунизм – идеология и строй нищих, от рабства и нищеты рвавшихся к свету…Россия из самой безграмотной превратилась в самую образованную страну в мире…Мы ходили в драных штанах и без галстуков, но в головах и в сердцах носили нечто такое, что стоило для нас выше всех благ материального мира»208. Проект европейского Просвещения был реализован ценой диктатуры, создания тоталитарной системы, уничтожения высших и образованных классов, а также крестьянства: «Советский строй – это якобинство, растянувшееся на 70 лет. Перестройка Горбачёва и государственный переворот декабря 1991 г. – это запоздалая контрреволюция, это продолжение дела Деникина и Врангеля в других условиях с другими героями»209. Социализм провалился, потому что строили слишком жёсткую, тоталитарную модель (всем владеет государство, отрицание частной собственности, однопартийная система). Существовало противоречие между декларативной (оплот мира, защита интересов трудящихся) и реальной политикой (гонка вооружений, власть номенклатуры). Или: социализм провалился как один из проектов уходящей эпохи модерна в эпоху постмодерна.

Брежневский период – «золотой век» советского социалистического строя, его «викторианство», время стабилизации, «цивилизованного сталинизма», время повышения материального благосостояния народа: советский человек имел право на достойное жильё, бесплатное образование и медицину. Но вставала задача нового прорыва, экономического и теоретического, по масштабам сопоставимая с прорывом 20-40-х г. – задача перехода к постиндустриальному обществу, развития новых технологий, нужны были экономическая свобода и разные формы собственности. Задача не была решена: «квазисоциалистическое общество» превращается в «квазикапиталистическое». Советская политическая элита проиграла третью информационную – идеологическую мировую войну (1947-1991). «Советская верхушка в 70-80-е г. XX века не использовала материального и научного потенциала страны»210.

6.6. Современные социокультурные процессы. 1991-2006 процесс саморазрушения великой державы, вялотекущей деградации – цивилизационный кризис. «Великую цивилизацию нельзя покорить извне, пока она не разрушит себя изнутри» (У.Дюрант – к/ф М.Гибсона «Апокалипсис»).

(1) Процесс деиндустриализации, превращение из сверхдержавы в сырьевой придаток Запада, сырьевая экономика, коррупция в органах власти, криминализация общества – «криминально-олигархический паракапитализм» (ЛГ.2005.№32.С.4). Сотни миллиардов долларов вывезены за границу, а не вложены в реальную отечественную экономику. Отставание от передовых стран по всем основным показателям в промышленности, обороне, медицине. Умирает большая наука, не нужная стране, превращённой в сырьевой придаток Запада, падает уровень высшего образования. «Доля России на мировом рынке высоких технологий составляет всего 1%»211. Наука, медицина, образование, искусство перешли из режима развития в режим выживания.

(2) Резкое социально-имущественное расслоение населения, катастрофическое падение жизненного уровня большинства – четверть населения имеет доход ниже прожиточного уровня: разрыв в доходах 10% самых бедных и самых богатых слоев – на уровне 1 к 15 (неофициально до 60). «Разрыв между самой богатой частью населения и самой бедной у нас такой же, как в Африке» (ЛГ.2007. №.6. С.2). «До революции было две России, и после развала СССР их опять стало две, и пропасть между бедными и богатыми растёт» (там же. С.4). Следствие – тенденция снижения социальной мобильности и маргинализация – заметное понижение социального статуса и престижа обширных социальных групп. Социальная реальность упрощается: сводится к выживанию и обогащению. Начинается «бразилизация» прогресс не касается одной трети населения: «Сегодня Россия – страна третьего мира»212. Парадокс: в стране с богатым природным, промышленным и интеллектуальным потенциалом уровень жизни населения – один из самых низких в мире. По официальным данным, сегодня в России 26 млн. человек находятся ниже уровня бедности, треть населения – бедные, треть – низко и среднеобеспеченные. И только 10% - состоятельные и богатые213.

Мы становимся обществом социальных контрастов – бездомных детей и стариков, безработных, людей, выпавших из жизни – на фоне роскошной жизни разного рода дельцов – «детьми неблагополучного государства», называемого теперь «авто»214 и «криптоколонией»215. В течение 15 лет в стране происходит «социотрясение» – разрушение социальных связей, устойчивых ценностей общества. «Наша эмоциональная реакция на разного рода стрессы (не только теракты, но и техногенные катастрофы, безработицу, снижение уровня жизни и т.п.), – как свидетельствует психолог Е. Шестопал, – это не мобилизация, а демобилизация. Не бунт или социальный взрыв, а апатия, равнодушие, медленное умирание.., «пофигизм»216. О болезни «пофигизма» размышляет известный политолог А. Ципко: «Наше везение, если о нем можно говорить, состоит в том, что Россия уже давно погрузилась в царство пофигизма и равнодушия, что население наше за годы нашей очередной революции привыкло к катастрофам, утратило многие нормальные человеческие реакции… Этот пофигизм сдерживает обвальный рост недовольства властью… Этот же пофигизм – препятствие на пути мобилизации нации». Миллионы людей становятся «анемичными и инфантильными», «утрачивая инстинкт самосохранения, способность к самоорганизации»217. «Журналы и газеты гудят по поводу близкого конца России… Уже решено и за Господа Бога, и за русский народ: российскому этносу суждено исчезнуть, как исчезли финикийцы, византийцы и прочие имперские народы»218.

«Страна находится на 90-м месте в мире по ВВП на душу населения и одновременно на втором месте в мире по количеству миллиардеров, а за прошедший год количество наших долларовых миллиардеров возросло более чем в полтора раза. Теперь 53 наших «трудоголика» владеют собственностью, превышающей годовой федеральный бюджет страны»219. Эти контрасты нарастают. 9 Всемирный Русский народный собор предложил для сглаживания контрастов между катастрофической бедностью и невиданным богатством налог на роскошь и прогрессивную шкалу подоходного налогообложения: «По данным Министерства экономического развития и торговли, только в 2006 г. разница в доходах между высокодоходными и низкодоходными категориями граждан составила более 15 раз. С учётом теневых доходов – она много больше. Такой чудовищной разницы нет нив одной другой цивилизованной стране. Существует также социальная пропасть между большими и малыми городами, различными регионами, городом и селом»220.

(3) «Русский крест» – процесс депопуляции: за последние 13 лет с 1993 по 2006 г. население страны уменьшилось на 11 млнов 200 тыс. человек – цифры, сопоставимые с потерями в Великой Отечественной войне221. На 1 января 2007 г. население России насчитывало 142,2 млн. человек. Ежегодное уменьшение населения – около миллиона: через пару десятков лет мы не сможем осваивать всю свою территорию. Низкая рождаемость, высокая детская смертность, (уровень младенческой смертности в 2-2,5 раза выше показателей европейских стран), ухудшение здоровья населения. Каждый третий мужчина умирает в так называемом репродуктивном возрасте от 18 до 55 лет. Смертность мужчин трудоспособного возраста в 4 раза превышает смертность женщин (АиФ.2007.№10.С.5). Низкая средняя продолжительность жизни: женщины в среднем 69, мужчины – 58 лет (111 место в мире – в сравнении с Японией: мужчины – 80, женщины -86 лет). Главные причины – снижение уровня и ценности жизни, деградация института семьи, общий депрессивный настрой общества. Цена реформ оказалась непомерно высока. Народ, который сегодня называют «населением», лишился социальных гарантий и поддержки государства. И стал просто вымирать. Из-за депопуляции России грозит потеря Сибири и Дальнего Востока.

(4) Кризис национальной идентичности. Либеральный проект рыночной экономики и гражданского общества не работает. Лозунг «Обогащайтесь!» – действует в протестантской среде. Там богатство, карьера, продвижение, профессиональный успех – благоволение Божие, оправдание жизни, обретение смысла. А для русского человека смерть, болезнь и богатство (деньги как мерило оценки человека) – три несчастья в жизни. Патриотический проект - «конгломерат рыхлых мечтаний» ностальгия по СССР, мессианско-имперский комплекс, фантом евразийской идеи, авторитарное государство, опирающееся на армию и православие. «Нет работающей идеи, нет концепции, нет мировоззрения, нет проекта»222. Объединяющая национальная идея отсутствует. «Анархия как тип порядка не способствовала формированию иных идентичностей и интересов, кроме адаптации (выживания или обогащения)»223. «На Западе есть силы, желающие лишить Россию её сути, превратить в «пространство». Считается, что от нас исходит какая-то трудно понимаемая опасность. Не желая понять Россию рационально, они испытывают желание нас устранить как культурную целостность, как проект бытия»224. «Россия оказалась неспособной выполнять традиционную роль интегрирующей силы на огромном евразийском пространстве»225.

Отсутствие гражданского общества и объединяющих ценностей: «расколотость российского социума по различным линиям – бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и народ; по национальным и поколенченческим основаниям»226. Эту расколотость отражает процесс маргинализации широких социальных слоёв. Маргинальный (лат. marginalis –находящийся на краю) – социальное положение человека на границе различных социальных групп.

(5) Разрыв поколений как «наибольшая опасность»227: потеря молодёжи.

(6) Коммерсализация культуры. Культура соединяется с потреблением и развлечением. Культура приобретает всё более элитарный характер. Только богатым по карману первоклассные театры и музеи. Ставится задача остановить культурную и нравственную деградацию. Спасать культуру – это сохранять традиции, восстанавливать исторические памятники, развивать туристическую инфраструктуру в старинных русских городах, осваивать новые специальности.

(7) «Народ без элиты» как называется работа А.С.Панарина. «Нет национальной элиты, способной служить России»228. Нет государственно мыслящих людей, которые мыслят не только в пользу своего кармана. Подлинная элита – это идея служения, способность жертвовать наглядным. 1917 и 1991 г. связываются с неспособностью политической элиты ответить на вызов времени. Этот процесс осмыслен в работах А.С.Панарина (1940-2003). Одно из острых противоречий процесса глобализации – «привилегированная глобализация за счёт демодернизации и примитивизации жизни народов»229. «Глобалистская элита ускользает из реальности в гедонистическое зазеркалье». Оставленная элитой, Россия, «вчера ещё вторая держава мира, неуклонно скатывается в четвёртый мир»230. Начинается невиданная социальная поляризация. Массам предлагают индустрию развлечений. И потому нужна новая элита, которая бы продолжила вселенские, общечеловеческие проекты европейского Просвещения. Миру нужна новая элита, движимая не принципом гедонизма, а «энергетикой альтруизма, сострадания, сочувствия – её источник предстоит открыть в недрах великой религиозной традиции». Настоящая элита – «страж и пестователь духовного начала…Россия, эпицентр разрушительной работы глобалистов, не может выжить, не открыв этих новых перспектив»231. Социальная мысль XXI века вновь ставит проблему гуманизации потребительского общества.

Таким образом, опыт России 90-х г. показал, что недооценка базовых национальных ценностей культуры, отказ от государственного и общественного контроля при осуществлении либеральных реформ ведут не к развитию, а к стагнации социума, снижению нравственного и культурного потенциала общества. Парадоксальность, крайности остаются характерной особенностью общественной жизни России. В.Г.Федотова отмечает сходство ценностных сдвигов на Западе и в России: «Россия не переняла западные технологии настолько, чтобы стать постиндустриальной страной, но переняла многие внешние манеры и стили жизни, пытаясь следовать догоняющей модернизации. Она переняла пороки западной цивилизации ещё до того, как освоила её достижения»232.

Как показывают опросы общественного мнения, более трети россиян (36%) испытывают ностальгию по временам Советского Союза. К достижениям эпохи реформ относят обретение прав и свобод: свобода выезда за рубеж (39%), свобода слова (38%), свобода религиозных объединений (35%), возможность предпринимательской деятельности и большего заработка (34 и 28%). К негативным факторам и неудачам эпохи реформ относят: утрату стабильности (57%), падение морали (50%), утрату чувства защищённости и уверенности в завтрашнем дне (50%), ослабление порядка в стране (44%) и др.233

Подводя итоги теперь уже 23-летия реформ, аналитики подчёркивают как главные социальные проблемы – огромное социальное расслоение общества234, коррупцию, идеологический вакуум (идейный кризис)235, сырьевую экономику, антипатриотизм элиты. В то же время формируется российский средний класс, третье социологическое исследование которого в 2014 г. отметило следующие тенденции: к нему можно уже причислить 42 % населения. Отличает его доход не ниже средних показателей для данного региона, образованность, обеспеченность автомобилем и цифровой техникой. Стандартом жилья становится сочетание квартиры и загородного дома. «Средний класс выступает за равные права для всех граждан, возвращение России статуса великой державы, возвращение к национальным традициям»236. Идеалом является свободный человек в социально справедливом обществе. Как показывает опрос общественного мнения, «русская мечта» – это жить в достатке, иметь хорошее здоровье и жить в социально справедливом обществе237.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.

  2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

  3. Возьмитель А. Образ жизни в России: динамика изменений // Социс. 2010. №1. С.17-27.

  4. Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 1993.

  5. Дугин А.Г. Евразийский путь как национальная идея. М., 2002.

  6. Кантор В.К. «Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М., 1997.

  7. Кантор В.К. Лишённые наследства: К проблеме смены поколений в России // Кантор В.К. «Есть европейская держава.

  8. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Кн.1-2. М., 2002.

  9. Кондаков И.В. Культурология: История культуры России. М., 2003.

  10. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций. М., 2001.

  11. Лебедева Г.Н. Приобщение школьников к традициям русской национальной культуры. СПб., 1998.

  12. Лихачёв Д.С. Русская культура в современном мире // Лихачёв Д.С. Русская культура. М., 2000.

  13. Никонов В. Российская матрица. М.: Русское слово, 2014.

  14. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.

  15. Померанц Г. Долгая дорога истории // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.

  16. Симонян Р.Х. Есть ли особый «русский путь»? // Социс. 2013. №7. С.137-148.

Контрольные вопросы

  1. Назовите пять периодов русской истории и культуры по Н.А.Бердяеву.

  2. Назовите важнейшие противоречия русской ментальности по Н.А.Бердяеву.

  3. Какую западную идею реализовало советское общество?

  4. Чем стал советский социализм в истории модернизации нашей страны?

  5. В чём специфика советской цивилизации?

  6. Характеризуйте современные российские социокультурные процессы.

  7. Каковы негативные последствия реформ 90-х г.?

  8. В чём выражается современная расколотость русской культуры?