2.3. Культура традиционная и современная.
Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной (западная культура), а также, как показывает опыт второй половины XX века, – сочетание модернизации с традиционными устоями.
Традиционная (монологическая) культура «закрытого» общества: доминирование традиционности над новаторством; общество веками остаётся почти неизменным (традиционализм восточных культур – индийской, китайской, японской). Избыточная нормативность, регламентация всех форм человеческой жизнедеятельности, строгое соблюдение традиций, враждебность ко всему чужому. В результате – застойный характер общественной жизни.
Инновационная (диалогическая) культура современного, «открытого» общества: новаторство доминирует над традиционностью; создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества. Демократия, свобода мышления и поведения, плюрализм, социальная мобильность – человек ценится не за статус, а за личные достижения и заслуги, поощрение личной инициативы, свобода коммуникаций и обмена информацией. В результате – динамичность развития культуры и высокие темпы социально-экономического прогресса.
Современная (инновационная) культура Запад | Традиционная культура Восток |
Либерально-демократическая политическая модель. Личностное сознание, разнообразные формы социального поведения и социальных объединений. Толерантность, стремление к диалогу с другим, преобладание универсального. Ориентация на изменения, разнообразие, отход от известных образцов. Динамизм, мобильность, активизм. Светский характер социальной жизни. Массовое образование. Наличие в обществе многочисленного среднего класса – консенсус между государством и гражданским обществом. Рационализм, развитие точных наук и высоких технологий. Городские формы жизни. | Авторитарная (имперская) политическая модель. Родовое (коллективное) сознание: большая роль семейно-родственных и корпоративных связей. Нетерпимость ко всему чужому: ксенофобия, преобладание локального. Ориентация на образцы, воссоздание традиционных отношений, строгость поведенческих регулятивов. Инерционность, консерватизм. Доминанта религиозной традиции и религиозно-мифологического сознания. Приоритет государства над гражданским обществом, значительный имущественный разрыв между элитами и массами. Интуитивизм, близость к природе. Деревенские формы жизни. |
2.4. Социальная и культурная динамика. Понятие «социальная и культурная динамика» ввел П.Сорокин (1889-1968). Начал свою научную деятельность в России, в 1922 г. был выслан, стал крупным американским социологом – зав.каф. социологии Гарвардского университета (30-40-е г.). Разрабатывает теорию социальной мобильности (свободное социальное перемещение людей из одних социальных слоёв в другие – признак открытого общества) и социальной стратификации: общество делится на отдельные слои (группы богатых и очень богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных – нищих). 4 главные измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Фундаментальный 4-хтомный труд П.Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) содержит новую теорию культурно-исторического процесса, в основе которого – культурные ценности, распадение которых порождает общественный кризис (см. с.7).
Проблемы динамики и драмы культуры – в центре мысли К.Н.Леонтьева (гений русского консерватизма), Н.А.Бердяева, О.Шпенглера и др. К.Н.Леонтьев в истории любой культуры выявлял три периода: «первичной простоты», «цветущей сложности» (Возрождение как цветение Запада) и «вторичного смесительного упрощения»30, негативно воспринимая процессы демократизации и рационализации. Н.А.Бердяев выделял органический и критический периоды культуры.
Культурная динамика может опережать социальную: закономерность традиционной культуры и наоборот – проблема современной культуры. Можно выделить три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние. Социальные нормы – фактор стабильности общества. И наоборот, отсутствие ясно сформулированных социальных норм порождает аномию – нарушение единства культуры, ценностный вакуум, деструкция ценностей. Термин аномия, обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был введён Э.Дюркгеймом. В конце XIX века аномия была вызвана ослаблением влияния религии в промышленном обществе. Переход к индустриальному обществу породил распад религиозно-нравственных ценностей, неустойчивость семейных отношений, рост преступности и увеличение числа разводов. В начале XX века У.Осборн ввёл понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформации духовной культуры. О возникающих проблемах писали О.Шпенглер («Закат Европы»), Х.Ортега-и-Гассет («Восстание масс»), Й.Хейзинга («В тени завтрашнего дня»), Э.Фромм – критика потребительского общества и задача гуманизации технологического общества, Г.Маркузе – критика одномерного человека. Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации народами Европы. Чуждое влияние тормозит процесс национальной интеграции (исследования Б.Малиновского). Чуждому влиянию не однажды подвергалась и русская культура.
Культурное пространство неоднородно, оно включает центр – формы культуры с наиболее высоким потенциалом и периферию – более инертные, менее упорядоченные, неправильные, переходные (маргинальные) формы. Рядом с живой культурой существуют иные временные слои культуры: реликтовые (архивные) культурные формы – осколки прошлого и проектные культурные формы – зародыши будущего. В культуре есть преходящие явления, которые живут недолго и исчезают (капризы моды, шлягеры, например) и наоборот непреходящие достижения.
2.5. Этапы Нового времени. (1) Фаза зарождения: открытие Колумбом Америки (1492), голландская революция 1580 г., английская революция 1642 г., Вестфальский мир 1648 г. – рождение национальных государств. Трудовая мотивация в протестантской этике, рождение автономного, ответственного индивида. Период колонизации. (2) Начальная фаза развития: с сер. XVIII в. до 1870-х г. – эпоха Просвещения, идеи гражданского общества. Декларация независимости в Филадельфии 1776 г. – рождение либеральной демократии. Первая промышленная революция XVIII века – развитие мануфактурного производства. Формируются три важнейшие идеологии модерна: консерваторы (правые) – пытаются затормозить изменения; либералы – приветствуют постепенные, эволюционные изменения; марксисты (левые) – выступают за качественные изменения. (3) Фаза взлёта западного индустриализма: конец 1870-х г. – сер. 1920-х г. Вторая промышленная революция XIX века – индустрия угля и стали, открытие новых источников энергии, век железных дорог, пароходов, первого автомобиля (1886), первого самолёта (1903). В начале XX века в развитых капиталистических странах сформировалась индустриальная цивилизация: в Великобритании, США, Германии, Франции, Бельгии. Развитие новых технологий и отраслей производства: машиностроение, электроэнергетическая, нефтехимическая промышленность. Конвейер дал возможность расчленить производственный процесс и перенести индустриальные отрасли в незападные страны. Одним из путей ускоренной индустриализации в XX веке становится авторитарно-тоталитарная модель общественного развития. (4) Фаза борьбы за гегемонию: 1920-1960-е г. Первая половина XX века – революция в естествознании – освоение атомной энергии, новое понимание пространства и времени (теория относительности), создаётся база для электронно-вычислительной техники, развития генетики, микробиологии (лекарства нового типа). В странах Запада к 1970 г. завершается этап зрелого индустриального общества, порождающего на своих завершающих стадиях столько социокультурных конфликтов и кризисов: аномию, век масс и мировых войн, тоталитарных режимов и контркультуры. Капитализм из аскетической, трудовой фазы переходит к гедонистической, потребительской стадии, порождая общество потребления и массовую культуру. «Славное тридцатилетие» (1945-1975) – триумф прогрессистских идеологий и теорий; казалось, ещё чуть-чуть – и весь мир войдёт в царство прогресса.., научно-технический прогресс обеспечит бесконечный рост и социальный прогресс»31. (5) Фаза неопределённости: конец 1960-х-нач. 1990-х г. Рост глобального сознания, мультикультурализм, восточный вызов. Поздняя современность32 (постмодерн, постсовременность).
2.6. Постиндустриальная цивилизация начинается в последней трети XX века: информационное общество – компьютеризация, развитие информационных и биотехнологий, генной инженерии, нанотехнологий, сферы услуг, процессы глобализации. Глобализация (от лат. globus – шар и фр. global – всеобщий) – совокупность мировых процессов, отражающих противоречивое, стихийное и сознательное движение человеческих сообществ к общепланетарному взаимодействию и сотрудничеству (политическому, технологическому, научному, культурному, торгово-экономическому, информационному и др.). Это интеграция наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, результат воздействия на людей средств массовой информации. Формируется идеология глобализма. Антиглобалисты отвергают глобализм как американизм.
- Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Феномен культуры. Функции культуры
- Тема 2. Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада. Процессы модернизации
- 2.3. Культура традиционная и современная.
- 2.7. Доминанты западной (евроамериканской) метакультуры.
- 2.8. Франкфуртская школа социальных исследований: критика индустриального общества и «одномерного человека».
- 2.9. Доминанты восточных (традиционных) культур.
- 2.10. Японская культура
- 2.11. Китайская культура
- 2.12. Культура Индии
- 2.13. Исламская культура
- Тема 3. Принципы и типы взаимодействия культур
- 3.3. Культурная антропология о взаимодействиях культур
- 3.4. Теории культурно-исторических типов и их взаимодействия.
- 3.5. Международные нормативные акты юнеско
- Тема 4. Процессы глобализации. Межкультурные взаимодействия в современном глобальном мире. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Сравнительный анализ трех типов цивилизаций. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Э.Тоффлер о ситуации постмодерна («Футурошок»).
- 4.4. Контуры глобальной эпохи в работах отечественных авторов. Проблемы истинного глобализма.
- 4.5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в современном мире.
- Тема 5. Межкультурная коммуникация в информационном обществе и проблемы национальной идентичности
- 5.3.Типология процессов коммуникации.
- Тема 6. Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур
- 6.1. Историческое своеобразие русской культуры. Современные споры.
- 6.2. Трагические закономерности русской истории и культуры.
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Институт образования в современном мире. Образованный слой общества: интеллигент и интеллектуал. Споры вокруг понятия интеллигенция
- 1.2. Российская образовательная политика.
- 2. Религия в современном мире
- 3. Общественно-культурная среда. Культура сельская и городская, столичная и провинциальная
- 3.3. Отличительные черты сельской (деревенской, крестьянской) социокультурной среды.
- 3.4. Отличительные черты городской социокультурной среды.
- 4. Субкультуры
- 5. Молодёжная культура и молодёжные субкультуры. Феномен контр и рок-культуры
- 6. Массовая культура и её формы
- 7. Изменения гендерных ролей и стереотипов в современной культуре. Проблемы современной семьи и брака
- 7.4. Гендерные модели отечественной культуры.
- 7.6. Проблемы современных семейно-брачных отношений.
- Контрольные вопросы к зачету