Институт образования в современном мире. Образованный слой общества: интеллигент и интеллектуал. Споры вокруг понятия интеллигенция
1.1. Институт образования в современном мире. Если в традиционных сообществах задачи общей социализации личности решались преимущественно средствами персональной трансляции знаний, норм и образцов сознания и поведения от родителей детям, от учителя (мастера) к ученику, от священника к прихожанину, на этапе сложения национальных культур возникает потребность создания каналов трансляции знаний, охватывающих всю нацию. Развивается высшее образование, начальное образование (а потом среднее) становится всеобщим и обязательным, появляются средства массовой информации.
XX век – век образования. Во всех развитых странах было введено всеобщее среднее образование, а высшее образование стало массовым. Поиски принципиально новых систем образования и воспитания – важнейший приоритет современной цивилизации. Образование – важнейший источник формирования среднего класса. Функции образования: элитарная (подготовка элит), эгалитарная (предоставление равных возможностей), поддержание социальной стабильности и обеспечение социальной мобильности. Благодаря образованию повышается уровень повседневного сознания. Образование позволяет личности реализовать себя на всех социальных ступенях, а не останавливаться на низшей ступени адаптации.
История высшего образования в Европе начинается с XI века: в 1988 г. праздновалось 900-летие Болонского университета. В конце XV века в Европе насчитывалось около 70 университетов. В России высшее образование начинает развиваться значительно позднее – с эпохи Петра I. Первый университет был основан Петром I в 1725 г. (но вскоре был закрыт из-за отсутствия студентов). Высшее образование начинает развиваться после открытия в 1755 г. Московского университета, учреждённого благодаря деятельности М.В.Ломоносова и гр. И.Шувалова. В середине XVIII века также открывается Академия художеств. Результатом этого запоздания явилась тонкость образованного слоя в России к началу XX века.
В современном понимании качеством образованного, или интеллектуального слоя определяется уровень развития, которого достигает страна. Именно он определяет лицо общества. Чтобы уничтожить страну, достаточно уничтожить его образованный слой – интеллектуальную элиту. «В разных странах представители этого слоя обладают большими различиями, чем «простые люди», подчёркивает один из современных исследователей этого слоя С.Волков: «В идеале это должна быть группа с наивысшими качественными характеристиками»238.
- Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Феномен культуры. Функции культуры
- Тема 2. Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада. Процессы модернизации
- 2.3. Культура традиционная и современная.
- 2.7. Доминанты западной (евроамериканской) метакультуры.
- 2.8. Франкфуртская школа социальных исследований: критика индустриального общества и «одномерного человека».
- 2.9. Доминанты восточных (традиционных) культур.
- 2.10. Японская культура
- 2.11. Китайская культура
- 2.12. Культура Индии
- 2.13. Исламская культура
- Тема 3. Принципы и типы взаимодействия культур
- 3.3. Культурная антропология о взаимодействиях культур
- 3.4. Теории культурно-исторических типов и их взаимодействия.
- 3.5. Международные нормативные акты юнеско
- Тема 4. Процессы глобализации. Межкультурные взаимодействия в современном глобальном мире. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Сравнительный анализ трех типов цивилизаций. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Э.Тоффлер о ситуации постмодерна («Футурошок»).
- 4.4. Контуры глобальной эпохи в работах отечественных авторов. Проблемы истинного глобализма.
- 4.5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в современном мире.
- Тема 5. Межкультурная коммуникация в информационном обществе и проблемы национальной идентичности
- 5.3.Типология процессов коммуникации.
- Тема 6. Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур
- 6.1. Историческое своеобразие русской культуры. Современные споры.
- 6.2. Трагические закономерности русской истории и культуры.
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Институт образования в современном мире. Образованный слой общества: интеллигент и интеллектуал. Споры вокруг понятия интеллигенция
- 1.2. Российская образовательная политика.
- 2. Религия в современном мире
- 3. Общественно-культурная среда. Культура сельская и городская, столичная и провинциальная
- 3.3. Отличительные черты сельской (деревенской, крестьянской) социокультурной среды.
- 3.4. Отличительные черты городской социокультурной среды.
- 4. Субкультуры
- 5. Молодёжная культура и молодёжные субкультуры. Феномен контр и рок-культуры
- 6. Массовая культура и её формы
- 7. Изменения гендерных ролей и стереотипов в современной культуре. Проблемы современной семьи и брака
- 7.4. Гендерные модели отечественной культуры.
- 7.6. Проблемы современных семейно-брачных отношений.
- Контрольные вопросы к зачету