logo
Уч

Институт образования в современном мире. Образованный слой общества: интеллигент и интеллектуал. Споры вокруг понятия интеллигенция

1.1. Институт образования в современном мире. Если в традиционных сообществах задачи общей социализации личности решались преимущественно средствами персональной трансляции знаний, норм и образцов сознания и поведения от родителей детям, от учителя (мастера) к ученику, от священника к прихожанину, на этапе сложения национальных культур возникает потребность создания каналов трансляции знаний, охватывающих всю нацию. Развивается высшее образование, начальное образование (а потом среднее) становится всеобщим и обязательным, появляются средства массовой информации.

XX век – век образования. Во всех развитых странах было введено всеобщее среднее образование, а высшее образование стало массовым. Поиски принципиально новых систем образования и воспитания – важнейший приоритет современной цивилизации. Образование – важнейший источник формирования среднего класса. Функции образования: элитарная (подготовка элит), эгалитарная (предоставление равных возможностей), поддержание социальной стабильности и обеспечение социальной мобильности. Благодаря образованию повышается уровень повседневного сознания. Образование позволяет личности реализовать себя на всех социальных ступенях, а не останавливаться на низшей ступени адаптации.

История высшего образования в Европе начинается с XI века: в 1988 г. праздновалось 900-летие Болонского университета. В конце XV века в Европе насчитывалось около 70 университетов. В России высшее образование начинает развиваться значительно позднее – с эпохи Петра I. Первый университет был основан Петром I в 1725 г. (но вскоре был закрыт из-за отсутствия студентов). Высшее образование начинает развиваться после открытия в 1755 г. Московского университета, учреждённого благодаря деятельности М.В.Ломоносова и гр. И.Шувалова. В середине XVIII века также открывается Академия художеств. Результатом этого запоздания явилась тонкость образованного слоя в России к началу XX века.

В современном понимании качеством образованного, или интеллектуального слоя определяется уровень развития, которого достигает страна. Именно он определяет лицо общества. Чтобы уничтожить страну, достаточно уничтожить его образованный слой – интеллектуальную элиту. «В разных странах представители этого слоя обладают большими различиями, чем «простые люди», подчёркивает один из современных исследователей этого слоя С.Волков: «В идеале это должна быть группа с наивысшими качественными характеристиками»238.