2.11. Китайская культура
Основные периоды в истории Китая
Древнейший период неолита | 5-3 тыс.л. до н.э. |
Период Шан-Инь– первое государство | 16-12 в. до н.э. |
Период Чжоу–становление классической китайской культуры | 11-3 в. до н.э. |
Период Чжаньго–становление конфуцианства, даосизма | 5-3 в. до н.э. |
Династия Цинь | 221-207 гг. до н.э. |
Династия Хань–Великая китайская стена | 206 г.до н.э.-220 г.н.э. |
Раннее средневековье – проникновение буддизма | 4-6 в.н.э. |
Период Тан– период расцвета культуры | 618-907 гг. |
Период Сун– пейзажное мыщление, чань-буддизм | 960-1279 гг. |
Монгольское иго | 1280-1368 гг. |
Период (династия)Мин–позднее средневековье | 1368-1644 гг. |
Период Цин–манчьжурская династия | 1644-1912 гг. |
Современный Китай Образование Китайской Народной Республики Время проб и ошибок, культурной революции Время успешного осуществления социалистической модернизации | С 1912 г. 1949 г. 1949-1977 гг. С 1978 г. |
Страны, которые исторически оказались в сфере влияния китайско-конфуцианской цивилизации, более трети века демонстрируют значительные успехи в социально-экономическом развитии. Патриотизм, дух патернализма, жёсткая привязанность младших к старшим, высокая культура труда, его дисциплина и организация, развитое чувство долга и ответственности – все эти элементы конфуцианской морали и трудовой этики в значительной степени способствовали прогрессу вначале Японии, затем – т.н. «малым драконам»: Гонконгу (ныне часть Китая), о.Тайвань, Республике Корее, Сингапуру, Малайзии.
Население Китая – 1,3 млрд человек (второе место на планете после Индии). 93% населения – китайцы. По размеру ВВП КНР на рубеже XXI века вышла на седьмое место в мире (после США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и Италии) и продолжает быстро развиваться. Средняя продолжительность жизни составляет 79 лет (как в Канаде и Швеции), чуть выше, чем в США, Великобритании и ФРГ (77 лет).
Само название Китая («Чжун го») означает «срединное государство». Это смысловое понятие отражает традицию представлений китайцев о самих себе как о «срединном царстве», т.е. о центре цивилизованного мира. Иероглиф «чжун» означает центр, середину. Со времён Конфуция китайская империя носила название Поднебесной. Основные религии – даосизм и буддизм. Большую религиозно-просветительскую роль выполняет широко распространённое в Китае одно из древнейших и авторитетных мировых этических учений – конфуцианство. В повседневной жизни китайца эти традиции сочетаются. Конфуцианская традиция сглаживает некоторые типично западные черты эпохи индустриализма, проявляющиеся в отчуждении, упадке моральных стандартов, потребительстве, пренебрежении к духовным началам в пользу материальных и др. Именно Конфуций сформулировал известную этическую максиму: «Владеть собою настолько, чтоб уважать других, как самого себя и поступать с ними так же, как мы желали бы, чтобы с нами поступали – вот что можно назвать человеколюбием». Ряд учёных полагают, что «восходящий к китайско-конфуцианской традиции японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский. Сохранящиеся элементы патернализма укрепляют экономические связи и препятствуют углублению социальных противоречий…Возникает эффект гармоничного синтеза традиции и современности»38.
Дальневосточная, или конфуцианская цивилизация – единственная цивилизация на Земле, названная именем конкретного человека. Учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) спустя несколько веков после его смерти становится официальной китайской идеологией, в современных условиях это основа китайской национальной идеи. Конфуцианство – это ритуализованная этика, главная задача которой обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве. Этот порядок предполагает строить отношения властителя и подчинённых, мужа и жены, отца и сына на принципе подчинения и отношения друзей на принципе равноправия. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, уподобляя его гигантской семье: император (сын неба) – отец, старшие братья – просвещённые чиновники, младшие – его работники. Большое значение придавало конфуцианство образованию: система государственных экзаменов для чиновников. Конфуцианство всегда выходило на первый план в период мира и созидания, а даосизм занимал его место в период смутных времен и неурядиц. Исторически в Китае состоялся успешный синтез трёх основных религиозно-идеологических систем. Конфуцианство преобладало в сфере этики, социальных и семейных отношений. При отправлении магических обрядов на первое место выступал даосизм с его культом природы и естественного пути всех вещей. Проблемы спасения души, погребальные ритуалы, развитие монастырской культуры связано с буддизмом. Конфуцианство явилось особой разновидностью рационализма. И конфуцианец, и пуританин – люди здравого смысла. Но если деятельность пуританина обусловнена энтузиазмом отдельной личности, жизнь конфуцианца определена ритуалом традиции и клановых отношений. Конфуцианство высоко оценивает образование и распространяет ценности семьи на всё сообщество. Принципы конфуцианского поведения (ритуала): строгая дисциплина, сдержанность, уважение к старшим, сыновья почтительность, подчинение и послушание младших (низших), руководство и защита старших (высших), коллективная солидарность, уважение к иерархии, бережливость. Призывая к самоотречению и дисциплине, конфуцианство ориентировано на мирской аскетизм. На протяжении многих веков конфуцианская традиция сочеталась с легизмом – политико-правовой мыслью Китая, акцентирующей строгое исполнение законов.
С 80-х г. под руководством Дэн Сяопина (1902-1997) в Китае утверждается рыночно-социалистическая идеология, соединяющая модернизм и традиционализм. Концепция Дэн Сяопина была нацелена на широкое использование рыночных принципов и форм хозяйствования при сохранении контроля государства в ведущих отраслях производства и руководящей роли КПК. В настоящее время Китай выходит на первые позиции в мире по темпам экономического развития, уровню образования.
- Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Феномен культуры. Функции культуры
- Тема 2. Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада. Процессы модернизации
- 2.3. Культура традиционная и современная.
- 2.7. Доминанты западной (евроамериканской) метакультуры.
- 2.8. Франкфуртская школа социальных исследований: критика индустриального общества и «одномерного человека».
- 2.9. Доминанты восточных (традиционных) культур.
- 2.10. Японская культура
- 2.11. Китайская культура
- 2.12. Культура Индии
- 2.13. Исламская культура
- Тема 3. Принципы и типы взаимодействия культур
- 3.3. Культурная антропология о взаимодействиях культур
- 3.4. Теории культурно-исторических типов и их взаимодействия.
- 3.5. Международные нормативные акты юнеско
- Тема 4. Процессы глобализации. Межкультурные взаимодействия в современном глобальном мире. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Сравнительный анализ трех типов цивилизаций. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Э.Тоффлер о ситуации постмодерна («Футурошок»).
- 4.4. Контуры глобальной эпохи в работах отечественных авторов. Проблемы истинного глобализма.
- 4.5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в современном мире.
- Тема 5. Межкультурная коммуникация в информационном обществе и проблемы национальной идентичности
- 5.3.Типология процессов коммуникации.
- Тема 6. Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур
- 6.1. Историческое своеобразие русской культуры. Современные споры.
- 6.2. Трагические закономерности русской истории и культуры.
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Институт образования в современном мире. Образованный слой общества: интеллигент и интеллектуал. Споры вокруг понятия интеллигенция
- 1.2. Российская образовательная политика.
- 2. Религия в современном мире
- 3. Общественно-культурная среда. Культура сельская и городская, столичная и провинциальная
- 3.3. Отличительные черты сельской (деревенской, крестьянской) социокультурной среды.
- 3.4. Отличительные черты городской социокультурной среды.
- 4. Субкультуры
- 5. Молодёжная культура и молодёжные субкультуры. Феномен контр и рок-культуры
- 6. Массовая культура и её формы
- 7. Изменения гендерных ролей и стереотипов в современной культуре. Проблемы современной семьи и брака
- 7.4. Гендерные модели отечественной культуры.
- 7.6. Проблемы современных семейно-брачных отношений.
- Контрольные вопросы к зачету