4.5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в современном мире.
В конце 60-х г. появилось понятие мультикультурализм – политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Мультикультурализм – «признание прав личности и группы на поддержание собственной идентичности в условиях гетерогенного общества»102. Принцип мультикультурализма – признание равноправности культур, высокой значимости культурной (религиозной и этнической) идентичности и обеспечение права на её защиту, позитивное восприятие разнообразия в обществе, идеи толерантности и культурного плюрализма. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам вести просветительскую деятельность и иметь собственные образовательные программы, строить школы, открывать библиотеки и объекты культового значения, выражать консолидированную политическую позицию во время выборов, и так далее. Исторические предшественники мультикультурализма – политика ассимиляции и в ещё большей степени политики сегрегации идут вразрез с либеральными принципами защиты прав личности. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы». Мультикультурализм – один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где издавна существовало смешение культур или наблюдался значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур мигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).
Трудовые мигранты, или гастарбайтеры, – одно из проявлений глобального мира. В окрестностях крупных городов возникают целые районы компактного проживания представителей неевропейской цивилизации. Уровень жизни в таких районах по причине общей социальной неустроенности ниже среднего по стране, а уровень преступности выше. Коренное население чувствует себя в таких районах неуютно или просто бежит. Такие кварталы есть сегодня во всех крупных европейских городах.
В конце ХХ века заговорили о кризисе мультикультурализма как равноправного сосуществования в одной стране разнообразных этнических групп с их культурными и религиозными ценностями и их постепенного слияния в некую новую общность на основе демократических ценностей. «Британцем может называться лишь тот, кто верит в свободу слова, свободу вероисповедания, демократию, главенство закона и равенство права независимо от расы и пола», по словам британского премьера Д.Кэмерона, сказанным в 2011г. Но при всех трудностях «мультикультурализм на сегодня – это единственная модель интеграции инокультурных сообществ в западное демократическое общество, которая соотносится с его базовыми ценностями и отвечает экономическим и политическим потребностям демократического общества»103. Всё популярнее становится требование «руководящей культуры», т.е. того минимума ценностей, которые обязан разделять иммигрант, живущий в Европе. Вводятся экзамены на знание языка и истории страны, дающей гражданство.
Особые трудности в Европе с культурно-политической интеграцией испытывает мусульманское население. И кризис мультикультурализма связан прежде всего с конфликтом двух разных религиозных идентичностей. Норвежский террорист А.Брейвиг (2011) заявил, что своими «зверствами» хотел начать дело спасения Европы от мусульманского завоевания. Мусульмане хотят жить в Европе, но по своим законам.
Неприязнь к иностранцам значительно усилилась после террористических актов в США в сентябре 2001 г. «Как полагают пессимисты, в западных обществах речь идёт уже не о «диалоге» в рамках толерантной многокультурности, а о реальной конкуренции культур»104. В конце XX века началась подлинная эрозия американского единства. Это выразилось в растущем этническом обособлении. Доминирование среди новой волны иммигрантов из Латинской Америки испанского языка всерьёз поставило вопрос о билингвизме в американской жизни. «Процесс исключительно интенсивной иммиграции испаноязычных привёл к тому, что в начале XXI века вызрела перспектива превращения Соединённых Штатов в англо-испанское общество»105. Демографы предсказывают, что к 2040 г. белые неиспаноязычные будут меньшинством среди всех американцев. «Мы находимся на пороге (а отчасти уже в начале) нового Великого переселения народов…По прогнозам демографов, к 2025 г. от 30 до 50% населения крупнейших городов Севера будут выходцами с Юга»106.
Идущие ныне процессы всё чаще называют «великим переселением народов», которое разрушило Римский мир и погрузило Европу на многие века в тьму раннего средневековья: «Третий мир переносит свои пределы на Запад. И вряд ли его возможно остановить. Уже сегодня незападный мир превосходит численностью западный где-то в пять-шесть раз. К середине XXI века будет превосходить в десять107.
ХХ век – век диаспор. Диаспора (греч. «рассеяние») – рассеяние этноса в инонациональной среде. Человек диаспоры ощущает свою чужеродность в иной этнической среде, что порождает чувство групповой этнической сплочённости.
Литература
Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.
Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
Бауман З. Текучая современность. М.; СПб.: Питер, 2008.
Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000.
Бьюкенен П. Смерть Запада. М., 2003.
Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
Глобалистика: Энциклопедия. М, 2003.
Зиновьев А. Глобальный человейник. М., 2003.
Костина А.В. Культурология: Уч.пос.- М.: Кнорус, 2009.
Кравченко С.А. Риски в нелинейном глобальном социуме. М.: АИКИЛ, 2009.
Многоликая глобализация / Под ред. П.Бергера и С.Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004.
Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.
Тоффлер Э. Шок будущего. М: АСТ, 2008.
Чумаков А.Н. Глобализация: Контуры целостного мира. – М.: Проспект, 2009.
Контрольные вопросы
Сравните две современности: модерн и постмодерн.
Какие черты ситуации постмодерна описал Э.Тоффлер?
Что такое «футурошок», и кто ввёл это понятие?
Поясните характеристики: «общество риска», «ускользающий мир», «индивидуализированное общество», «текучая современность».
Раскройте плюсы и минусы глобализации.
Что такое мультикультурализм и кризис мультикультурализма?
- Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Феномен культуры. Функции культуры
- Тема 2. Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада. Процессы модернизации
- 2.3. Культура традиционная и современная.
- 2.7. Доминанты западной (евроамериканской) метакультуры.
- 2.8. Франкфуртская школа социальных исследований: критика индустриального общества и «одномерного человека».
- 2.9. Доминанты восточных (традиционных) культур.
- 2.10. Японская культура
- 2.11. Китайская культура
- 2.12. Культура Индии
- 2.13. Исламская культура
- Тема 3. Принципы и типы взаимодействия культур
- 3.3. Культурная антропология о взаимодействиях культур
- 3.4. Теории культурно-исторических типов и их взаимодействия.
- 3.5. Международные нормативные акты юнеско
- Тема 4. Процессы глобализации. Межкультурные взаимодействия в современном глобальном мире. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Сравнительный анализ трех типов цивилизаций. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Э.Тоффлер о ситуации постмодерна («Футурошок»).
- 4.4. Контуры глобальной эпохи в работах отечественных авторов. Проблемы истинного глобализма.
- 4.5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в современном мире.
- Тема 5. Межкультурная коммуникация в информационном обществе и проблемы национальной идентичности
- 5.3.Типология процессов коммуникации.
- Тема 6. Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур
- 6.1. Историческое своеобразие русской культуры. Современные споры.
- 6.2. Трагические закономерности русской истории и культуры.
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Институт образования в современном мире. Образованный слой общества: интеллигент и интеллектуал. Споры вокруг понятия интеллигенция
- 1.2. Российская образовательная политика.
- 2. Религия в современном мире
- 3. Общественно-культурная среда. Культура сельская и городская, столичная и провинциальная
- 3.3. Отличительные черты сельской (деревенской, крестьянской) социокультурной среды.
- 3.4. Отличительные черты городской социокультурной среды.
- 4. Субкультуры
- 5. Молодёжная культура и молодёжные субкультуры. Феномен контр и рок-культуры
- 6. Массовая культура и её формы
- 7. Изменения гендерных ролей и стереотипов в современной культуре. Проблемы современной семьи и брака
- 7.4. Гендерные модели отечественной культуры.
- 7.6. Проблемы современных семейно-брачных отношений.
- Контрольные вопросы к зачету