logo
Уч

7.6. Проблемы современных семейно-брачных отношений.

Вопреки предсказаниям радикалов, моногамный брак и юридически неоформленные постоянные партнёрские отношения отнюдь не отмирают. «Как показывает Всемирное исследование ценностей, граждане постиндустриальных обществ считают частную жизнь важнее политической. Опрос населения 43 стран, проведённый в 1990 г., показал, что самая важная сфера жизни для них – 83% - семья…Семейные ценности явно находятся на подъёме»360. Женатые люди больше удовлетворены жизнью, чем одинокие. Семья как ценность не утратила своего значения, но институт семьи переживает глубокие изменения. В 60-е г. в стране начался массовый переход от традиционного сельского образа жизни к современному городскому.

Городская семья становится малодетной. Дети в сельских семьях – помощники по хозяйству, а в городских – «обуза» и «предмет роскоши». Одно из решений демографической проблемы – возрождение малых городов, где условия жизни близки к сельским.

В индустриальном обществе разрушается семья, состоящая из четырех поколений, остаётся маленькое ядро из родителей и детей – нуклеарная семья. Выключение из семьи бабушек и дедушек привело к деконструкции традиционной системы воспитания. Растёт автономия поколений.

Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений. На смену авторитарным отношениям приходят товарищеские отношения. Мало кто из молодых людей сегодня может надеяться на долговременность своих отношений. Типичной формой партнёрства становится так называемая серийная моногамия, когда человек живёт с одним партнёром или партнёршей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный отрезок времени. Практика повторных браков в городской среде становится всё более распространённой. Установка на возможную временность брачного партнёрства производна от высокой социальной мобильности, которая делает любые социальные идентичности и принадлежности (профессиональные, территориальные, конфессиональные и др.) более изменчивыми и сменными. Это увеличивает степень индивидуальной свободы и связанной с ней ответственности. Проблематичной становится ценность устойчивых отношений.

В развитых странах Запада с середины 1960-х г., а в других странах Европы с конца 1980-х – нач. 1990-х г., всё яснее стали проявляться признаки трансформации семьи, которые учёные назвали вторым демографическим переходом: уменьшение численности браков, их «старение», увеличение числа нерегистрируемых браков, падение рождаемости и её «старение» (рождение первенце откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности. Семья сохраняется среди важнейших жизненных ценностей, но меняется. Процесс планирования семьи приобретает всё более рациональный характер (феномен сознательной бездетности). Растёт число нерегистрируемых браков («гражданский брак»). Всё большее распространение получает мнение о том, что для нормального роста и воспитания ребёнка нет необходимости иметь обоих родителей. Оправдывается намерение и поведение женщины, желающей воспитывать ребёнка без отца: увеличивается число семей с одним родителем (обычно с матерью) – неполная семья. Таким образом, разрушается единство между семьёй и браком. Снижается значимость наличия детей в жизни женщины, особенно наглядно в странах Западной Европы, где заметнее сказался 2-ой демографический переход. В России наличие детей для полноценности жизни женщины оценивается сравнительно высоко (83%)361. Нарастает вариативность родительских практик: феномен социального родительства, «эпизодические» родители. Большинство российских семей как в городе, так и в селе, состоят сегодня всего из двух человек: это чаще всего либо мать с ребёнком, либо бездетные муж и жена. Примерно каждая десятая пара по разным причинам живёт в незарегистрированном браке (перепись 2002 г.).

«На фоне уже достигнутых успехов проявилась и нарастает мучительная дисгармония отношений, в которых нарушена взаимодополнительность полов…Уже вполне определённо на месте «женского вопроса» возникает «мужской» – вопрос о смысле, значении мужественности в обществе равноправных полов»362. Отношения полов всё больше превращаются в простые, «деловые», почти бизнес-отношения. В них каждый участник открыто ориентирован на собственную выгоду. Женщина рожает ребёнка для себя. Мужчина, освобождённый от ответственности, превращается в случайного визитёра. Снижается воспитательная роль отца в семье. Ушли в прошлое установки родителей, ставящих интересы детей выше своих собственных, а дети часто не испытывают обязанностей перед родителями.

Актуальной задачей общества является не только укрепление семьи, но и повышение культуры развода, от недостатка которой больше всего страдают дети. Происходит феминизация развода – инициатором чаще всего выступает женщина, которая становится всё более требовательней к своему избраннику.

Плюрализация стилей жизни и эмансипация сексуальности от репродукции порождают терпимость к однополой любви. Становится реальностью виртуальный секс и виртуарные отношения.

Таким образом, семейно-брачные отношения, как и все социокультурные процессы постмодерна, тяготеют к изменчивости и разнообразию. Хотя эталоном семьи и гарантом стабильного развития общества является полная 2-х-3-х детная семья363.

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, первоочередные устремления россиян – жить в достатке (55%), воспитать хороших детей (40%), иметь хорошую семью (39%). Ценности «второго плана» - высокооплачиваемая работа (29%), жизнь в гармонии с самим собой (27%). Для каждого пятого (21 и 19%) главное – вести здоровый образ жизни, а также любить и быть любимым. Менее важно – «посмотреть мир» (15%), сделать карьеру (14%), быть интеллектуалом (10%)364 .

Литература

  1. Гидденс Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современном обществе. СПб.: Питер, 2004.

  2. Женщина новой России: Какая она? Как живёт? К чему стремится? /Под ред. М.К.Горшкова. М., 2002.

  3. Кон И.С.Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009.

  4. Хасбулатова О.А. Российская гендерная политика в XXст.: мифы и реалии. Иваново: ИвГУ, 2004.

  5. Черняк Е.М. Социология семьи: Уч.пос. М., 2003.

Контрольные вопросы

  1. Назовите традиционные социокультурные роли мужчины и женщины в истории культуры.

  2. В чём заключается изменение гендерных ролей в современной культуре?

  3. С какими факторами связано это изменение?

  4. В чём состоит своеобразие гендерных моделей отечественной культуры?

  5. Назовите важнейшие функции традиционной семьи.

  6. Каковы отличительные черты традиционной семьи?

  7. Что такое нуклеарная семья?

  8. Назовите важнейшие закономерности современных семейных отношений.