Тема 5. Межкультурная коммуникация в информационном обществе и проблемы национальной идентичности
Информационное общество и его признаки.
Глобализация – процесс стремительного формирования единого экономического, политического и информационного пространства обусловлен бурным развитием информационных и коммуникативных технологий.
Информация (лат. разъяснение, изложение) – любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством знаков. По определению основателя современной теории информации К.Шеннона, «информация – то, что остаётся инвариантным при любой перекодировке или переводе сообщения». Одно из центральных понятий современной философии и науки, широко вошедшее в научный обиход с середины ХХ века. «Третий компонент бытия, наряду с веществом и энергией»108. До середины ХХ века понятие относилось только к сведениям и сообщениям, передаваемым человеком. Способность к передаче информации рассматривалась как отличительная характеристика человека. Однако с развитием науки и техники понятие стало применяться для характеристики процессов обмена сигналами в живой природе (сигнальное поведение у животных и растений), а также в среде автоматизированных средств. Появляется новая наука – информатика. В рамках семиотики информация изучается в её семантическом аспекте как пространство смыслов и значений.
Различными носителями информации являются письменность, книгопечатание, компьютер. Увеличение объёмов передачи информации и развитие технических средств её передачи ведут к рождению в середине ХХ века информационного общества. Признаками его являются развитие средств массовой информации (СМИ) – телеграф, телефон, радиосвязь, телевидение, рождение массовой культуры и глобальной информационной сети – Интернета. Важнейшим признаком информационного общества является бурное развитие информационных технологий (лидер – США). Всё больше людей связаны с обработкой информации, организацией коммуникации, всё больше ценятся инновации и знание.
Информация может оцениваться с точки зрения её актуальности (актуальная и устаревшая информация), полезности и ценности (позитивная и негативная, достаточная и избыточная информация), адекватности (правдивая и ложная информация). В кибернетике информация – не любые сведения, а сведения, ведущие к уменьшению неопределённости в ситуации общения. Информативность сообщения обратно пропорциональна его очевидности и предсказуемости.
Информация может усваиваться сознательно и бессознательно. Все мы пребываем в сложном энерго-информационном поле, воздействующем на нас.
Примеры: американские психологи утверждают, что действенным средством повышения настроения у человека является запах свежего хлеба. Он оказывает интенсивное подсознательное воздействие, создавая ощущение тепла и уюта. Поэтому продавцы жилья в США активно используют специальные аэрозоли с запахом свежего хлеба, распыляя их в помещениях перед самым приходом клиентов. А находчивые продавцы старых автомобилей наполняют салоны запахом натуральной кожи. И потенциальный покупатель чувствует себя внутри «авторазвалины» как за рулём новенького роскошного лимузина. (Ив.газ. 8.11.2003).
На подсознание действуют не только запахи, но и тембр голоса говорящего. Отечественные физиологи и психологи нашли ещё одну причину старения организма. Это заражённые вирусами голоса, атакующие человека с телеэкранов и концертных площадок. Современные микрофонные записи не воспроизводят живой голос полностью. Они не способны передать живую энергию звука, его информационно-энергетическую составляющую. И радио, и телевидение доносят записи «мёртвых» голосов. Потому микрофонная «фанера» утомляет слушателя гораздо быстрее, чем музыка «вживую». Лечит и омолаживает только правильный голос. Красивый и правильный голос располагает слушателя к говорящему, настраивает на общение. Если голос учителя визгливый, с надрывом, школьники бессознательно отключаются от предмета. (Ив.газ. 16.06.2004).
В критических ситуациях мужчины, оказывается, быстрее реагируют на совет, поданный красивым женским голосом. К такому выводу пришли британские специалисты, исследующие возможности программы «советник экипажа», применяемой в авиации. В ходе экспериментов выяснилось, что в экстремальной ситуации пилоты реагируют на женский голос более адекватно. Теперь в бортовых компьютерах самолётов заложена своеобразная программа: обычные рекомендации даются мужским баритоном, но если что не так, моментально звучит приятный женский голос. (Ив. газ. 03. 2001).
Мы живём в эпоху становления «новой модели мироздания, в которой информация играет первостепенную роль». Можно говорить о становлении «информационного миропонимания»109. Диалог является ключевым словом к этому новому миропониманию, ибо работа с информацией немыслима без этой составляющей. Сейчас много говорится об информационной агрессии СМИ (для которых «хорошая новость – не новость – слишком пресно»), о перезагруженной всякого рода патологией информационной среде, разрушительно воздействующей на психику, особенно подростков, о целенаправленном информационном воздействии, способном эффективно перепрограммировать человека. Лишь диалог может противостоять негативному информационному воздействию на человека. Сегодня СМИ ориентированы на факты, которые несут сенсацию. Информация об экстремальных событиях – голоде, войнах, преступлениях – доминирует над освещением событий повседневной жизни. Картина реальности исказилась в потоке отрицательной информации.
В последнее время во всех крупных городах увеличилось число психических заболеваний. Специалисты назвали это заболевание «синдромом большого города», который нередко проявляется в агрессивности человека. В современном городе человека окружает гомогенная и противоестественная визуальная среда, которая не учитывает законы зрительного восприятия, как считает биолог В.Филин110. Глаз сканирует окружающую среду. Он постоянно, помимо нашей воли совершает быстрые движения – саккады. После саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-то элементе, за что-то «зацепиться». Как только это происходит, глаз успокаивается, амплитуда саккад уменьшается. Горожанина окружает агрессивное видимое поле, на котором рассредоточено большое количество одних и тех же элементов – прямые углы и линии, многоэтажные здания-коробки с большим количеством окон, панели домов, кирпичная кладка, стены, обитые вагонкой, решётки, сетки и т.п. Так что декор зданий – это не архитектурные излишества, а основа нормальной визуальной среды. Без них невозможна полноценная работа глаз и комфортная визуальная среда.
«Одна из особенностей современной цивилизации – переизбыток необязательной дискурсивности, слов, болтовни.., пусто и многословия.., избыточной информации»111. В последние десятилетия отмечается резкое увеличение количества научной печатной продукции, чему способствует не только процесс реального приращения нового знания, но и появление всё более совершенных способов и новых возможностей тиражирования, комбинирования, компилирования, заимствования уже готовых результатов. Увеличение потока информации ведёт к информационному загрязнению, когда новые и интересные идеи оказываются затерянными в море малозначительной, а то и просто бессодержательной информации.
Итак, в настоящее время идёт интенсивное становление глобального информационного общества, которое несёт в себе величайшие возможности и опасности. Политика в новых условиях строится на распределении информационных потоков и получает большие возможности для манипулирования общественным сознанием. Противоборство различных политических сил или экономических конкурентов нередко выливается в «информационные войны», вторжение в частную жизнь становится обычным явлением. Новейшие технологии могут использоваться в преступных целях: хакерские атаки, компьютерный терроризм, финансовые махинации, банковские ограбления с помощью проникновения в информационные базы данных, взламывания серверов и т.п.
5.2. Коммуникация (лат. сообщение, передача) – тип взаимодействия между людьми в информационном обмене; различные способы передачи информации посредством принятых в данной культуре знаковых систем; технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами, технико-информационный аспект общения.
Структура коммуникативного процесса (по Р.Якобсону):
Адресант – кто передаёт.
Информация – что передаётся, сообщение, сведения.
Код – как передаётся, совокупность правил, обеспечивающих функционирование какой-либо знаковой системы. Код должен быть понятен для всех участников коммукативного процесса.
Канал передачи информации – способ передачи.
Адресат – кому предназначена информация.
Декодирование – расшифровка, понимание сообщения.
Коммуникативный процесс предполагает адекватную передачу информации от адресанта к адресату. Адресант кодирует передаваемую информацию знаковыми средствами той знаковой системы, которая используется в данной форме коммуникации. Для усвоения содержания информации требуется обратная процедура декодирования.
Коммуникативный акт диалогичен. Как подчёркивал М.М.Бахтин, любое высказывание – это ответ, реакция на какое-либо предшествующее высказывание. Согласно Бахтину, человеческое бытие есть со-бытие. «Жизнь по своей природе диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, в мировой симпосиум»112. Другое сознание требует диалогических – равноправных отношений. Диалог в обосновании Бахтина – это равноправные отношения автора и его героя, интерпретатора и текста, в педагогике – учителя и ученика. В работах Л.С.Выготского содержится психологическое обоснование диалогической природы сознания, проблема внутреннего диалогизма, собеседника. Одна из важных экзистенциальных проблем философии ХХ века – проблема новой диалогической антропологии. Жажда собеседника – фундаментальная потребность человеческого существования, вытекающая из открытости человеческой природы. Христианская антропология диалогична. Как писал П.Флоренский, «любящему даётся…снятие граней я, выхождение из себя и обретение своего я в я другого»113 - друга, ученика. Культура, как и человек, имеет диалогическую природу. Диалогическое общение с другим, синергийными смыслами культуры утончает и повышает энергетику человека. Семиосфера культуры – это энерго-информационное поле культуры, взаимодействие с которым совершенствует энергетику человека. Это одна из важных идей «живой этики» Рерихов. С мировым семантическим полем связаны энергический потенциал человека и окружающей среды. Информационные факторы противостоят накоплению энтропии и хаоса. Всё происходящее продолжает существовать в информационной форме. «Идея динамического и вечно совершенствующегося информационного поля может быть отнесена к числу самых серьёзных и основополагающих научных гипотез»114. Интеллектуальная деятельность человека, его диалогическая активность связывает нас с мировым информационным полем, как источником энергии и меняющихся смыслов.
- Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Раздел I. Социальная и культурная динамика
- Феномен культуры. Функции культуры
- Тема 2. Исторические типы культуры. Культура традиционная и современная. Культуры Востока и Запада. Процессы модернизации
- 2.3. Культура традиционная и современная.
- 2.7. Доминанты западной (евроамериканской) метакультуры.
- 2.8. Франкфуртская школа социальных исследований: критика индустриального общества и «одномерного человека».
- 2.9. Доминанты восточных (традиционных) культур.
- 2.10. Японская культура
- 2.11. Китайская культура
- 2.12. Культура Индии
- 2.13. Исламская культура
- Тема 3. Принципы и типы взаимодействия культур
- 3.3. Культурная антропология о взаимодействиях культур
- 3.4. Теории культурно-исторических типов и их взаимодействия.
- 3.5. Международные нормативные акты юнеско
- Тема 4. Процессы глобализации. Межкультурные взаимодействия в современном глобальном мире. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Сравнительный анализ трех типов цивилизаций. Парадигма постиндустриального общества
- 4.1. Э.Тоффлер о ситуации постмодерна («Футурошок»).
- 4.4. Контуры глобальной эпохи в работах отечественных авторов. Проблемы истинного глобализма.
- 4.5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в современном мире.
- Тема 5. Межкультурная коммуникация в информационном обществе и проблемы национальной идентичности
- 5.3.Типология процессов коммуникации.
- Тема 6. Русская культура в современном мире. Россия в диалоге культур
- 6.1. Историческое своеобразие русской культуры. Современные споры.
- 6.2. Трагические закономерности русской истории и культуры.
- Раздел II. Важнейшие феномены и закономерности современных социокультурных процессов
- Институт образования в современном мире. Образованный слой общества: интеллигент и интеллектуал. Споры вокруг понятия интеллигенция
- 1.2. Российская образовательная политика.
- 2. Религия в современном мире
- 3. Общественно-культурная среда. Культура сельская и городская, столичная и провинциальная
- 3.3. Отличительные черты сельской (деревенской, крестьянской) социокультурной среды.
- 3.4. Отличительные черты городской социокультурной среды.
- 4. Субкультуры
- 5. Молодёжная культура и молодёжные субкультуры. Феномен контр и рок-культуры
- 6. Массовая культура и её формы
- 7. Изменения гендерных ролей и стереотипов в современной культуре. Проблемы современной семьи и брака
- 7.4. Гендерные модели отечественной культуры.
- 7.6. Проблемы современных семейно-брачных отношений.
- Контрольные вопросы к зачету