logo search
История философии

Научная картина мира

В основании культуры определенного исторического периода лежат мировоззренческие структуры, включающие в себя ответы на вопросы о том, как устроен мир, какие типы объектов его образуют, в каких отношениях они находятся, какое место занимает человек и т.п. Эти общие представления о мире и образуют определенную картину мира. Широкое понимание термина «картина мира» допускает возможность сближения его с понятием мировоззрения. Такой подход можно наблюдать у ряда современных исследователей в области истории, философии, культуры.

В зависимости от той почвы, на которой формируется тот или иной «образ» реальности, в философской литературе выделяют мифологическую, религиозную, философскую, художественную (эстетическую), научную картины мира. Все они взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга.

Под научной картиной мира (НКМ) принято понимать особую комплексную систему представлений о мире, образуемую теми знаниями и способами их получения, которыми располагают отдельные научные области исследования (напр., физика, химия, биология) в определенный исторический период. Иначе говоря, научная картина мира - это исторически изменчивая форма систематизации научных знаний, комплекс научных знаний о мире в определенный исторический период (словарь).

В научно-исследовательской литературе принято выделять следующие формы НКМ: 1) общенаучная картина мира как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах; 2) социальную и естественнонаучную картины мира как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук; 3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) – представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т.п. картины мира). В последнем случае термин «мир» применяется в специфическом смысле, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки (физический мир, биологический мир, мир химических процессов). Чтобы избежать терминологических проблем, для обозначения дисциплинарных онтологии применяют также термин «картина исследуемой реальности». Наиболее изученным ее образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания.

Структуру картины мира в конкретный исторический период определяют универсалии, или категории культуры. Для научного познания проблема смыслового содержания категорий, на основе комплекса которых позднее возникают конкретно - научные понятия, очень важна. Так, например, для естественнонаучного познания XVII - XVIII веков характерны представления о том, что части вместе образуют целое, вещь представляет собой нечто относительно неизменное, процесс понимается как движение тел. Следующая парадигма научного познания сталкивается с необходимостью нового смыслового наполнения указанных категорий, а также с необходимостью иметь в качестве базиса новые категории. Так, начианет работать идея о несводимости целого к сумме частей, меняется содержание понятий «вещь», «качество» и др., возникает потребность опираться на категории потенциального и актуального, возможного и действительного. И вот здесь четко видна связь философского познания и научного, так как философия и разрабатывает категориальный аппарат, необходимый науке. Влияние философии на научное познание не отрицают философы, мыслители разных направлений. Западная философия науки XX века говорит о нецелесообразности проведения четкой границы между наукой и философией. И Т.Кун, и И. Лакатос, и К. Поппер в поздний период своей деятельности подчеркивают роль философских положений в формировании научных парадигм. Таким образом, научная картина мира складывается из представлений о фундаментальных объектах, служащих основой для построения других изучаемых соответствующей наукой объектов; о типах объектов и их взаимосвязях, о времени и пространстве. Эти представления и образуют базис научных теорий. (Степин В.С.)

Ряд исследователей, описывая структуру научной картины мира, выделяет наиболее важные, значимые, основополагающие научные представления как теоретическое ядро НКМ. Это ядро устойчиво в течение длительного времени, имеет значение для всех научных областей. В качестве примера можно привести физические константы, принцип сохранения энергии и т. п. Ядро окружают частные теории, гипотезы, которые постоянно достраиваются, меняются при столкновении с аномалиями.

Важнейшей характеристикой научной картины мира является системность. НКМ – не просто сумма знаний о мире, полученная в результате объединения достижений различных научных областей, но упорядоченное, организованное их единство. Вторая особенность научной картины мира – ее связь с обыденным сознанием. Научная картина мира представляет собой особый язык, который отличает наглядность образов, опора на здравый смысл (напр., такие формулировки, как черная дыра в астрономии, клетки-киллеры в медицине, спиралевидная структура ДНК и др.). Следующая характеристика НКМ – ее историчность, сменяемость. Стоит отметить, что в недавнем прошлом само представление о научной картине мира связывалось, прежде всего, с достижениями естествознания и определялась НКМ в терминах естественнонаучного знания – например, механистическая научная картина мира. В современной общенаучной картине мира достижения социально-гуманитарных наук занимают не менее важное место, чем представления естественных и технических областей знания. Таким образом, развиваясь, научная картина мира меняется не только в содержательном плане, меняются и ее формы. Классическая научная картина мира, оформившаяся в XVII веке, являлась, по сути, физической картиной мира, но при этом выступала и как общенаучная. Четкая дисциплинарная организация науки в XIX веке привела к развитию целого круга специальных научных картин мира, появились проблемы, связанные с построением единой, интегрирующей достижения отдельных областей, научной картины мира. XX век связан с усилением связей между отдельными научными областями, ростом количества междисциплинарных исследований. Это привело к становлению единой общенаучной картины мира, объединяющей достижения естественных и социально-гуманитарных наук.

Наука в современном мире активно воздействует на сознание человека, научная картина мира стремится стать фактором, определяющим мировоззрение, и, тем самым, поведение, деятельность людей. В большинстве исследований функции научной картины мира сводятся к трем основным: 1) научная картина мира обобщает, систематизирует, объединяет в сложные системы научные знания; 2) научная картина мира не только объясняет факты и явления сегодня, она создает возможности для предвидения, прогнозов, она определяет общее направление научного познания в будущем, 3) научная картина мира содействует включение научных знаний в культуру.

Первая функция связана с интеграцией, с обеспечением синтеза научных знаний, в целом ряде исследований она и определяется как интегративная функция. Философия на протяжении всей своей истории утверждает взаимосвязь «элементов мира», единство мира. Научное мировоззрение системно.

В процессе интеграции достижений разных научных областей выделяется достаточно устойчивое содержание, которое обосновано теоретически и эмпирически и представляет собой основу НКМ в конкретный исторический период. Здесь можно говорить о сближении научной картины мира с представлениями об исследовательской программе. Специальные научные картины мира задают «матрицу» поведения исследователя, в ней формируется система норм научного исслеедования, установок, принципов освоения мира. Эту вторую функцию НКМ можно определить также как нормативную, регулирующую.. так устанавливается достаточно устойчивая система представлений, научных знаний, стандартов научной деятельности. Через механизм традиции она передается следующим поколениям ученых. При этом важно помнить об историчности научной картины мира. Определяющее ее достаточно устойчивое теоретическое ядро, концептуальное основание сохраняется длительное время даже при столкновении новыми фактами, не вписывающимися в имеющуюся НКМ. В этом случае «удар» принимает на себя так называемый «защитный пояс» - дополнительные теории и гипотезы, окружающие ядро. Меняется НКМ в результате научной революции, когда «защитный пояс» более не действует. Большую роль в такой радикальной смене научной картины мира играют философские идеи, которые могут служить почвой для выдвижения новой , на первом этапе гипотетической, модели реальности. Общенаучная картина мира также направляет, регулирует взаимодействие различных областей научного познания, направляет междисциплинарные исследования, характеризующие современную науку.

Третья функция научной картины мира связана с включением научных достижений в культуру. Современные научные теории в том виде, в котором они формулируются в соответствующей научной области, сложны для восприятия и понятны, как правило, достаточно узкому кругу специалистов. НКМ, включая в себя результаты научных исследований, осуществляет «перевод» их на свой язык, делая, тем самым, понятными неспециалистам. Язык научной картины мира позволяет научным истинам обрести общекультурный смысл. Так достижения науки получают возможность влиять на мировоззрение человека.

Современные исследователи выделяют три исторически сложившихся формы научной картины мира: классическую, неклассическую и постнеклассическую.

Классическая научная картина мира складывается в XVII веке. Базой для ее формирования стали идеи И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона. Формирование И. Ньютоном законов классической механики стало величайшим открытием XVII века и послужило определением НКМ этого периода – механистическая картина мира. Основной объяснительный принцип классической научной картины мира – однозначная причинно-следственная зависимость. Г.В.Лейбниц (1646-1716): познание действия приводит к познанию причины. Спецификой классической научной картины мира является также фундаментальный эмпиризм, отношение к природе как к внеисторическому образованию и идея о прогрессирующем познании этого неизменного объекта. Отсюда ориентация на получение абсолютной истины о познаваемом мире, цель науки - создание некоего вневременного свода законов, описывающих мир с точки зрения вечности. При этом исследователь выступает на позиции «стороннего наблюдателя» он изучает мир «со стороны», совершенствование методов ведет к уточнению наших знаний о мире, но знания радикально не меняются. Наука претендует на роль высшего авторитета в решении сложных вопросов. Принципы механики определяли не только теоретическое ядро физики, они выступали в качестве базовых принципов и других наук.

Становление неклассической картины мира в период с конца XIX до середины XX столетия определяет дифференциация различных областей научных исследований, развитие идей термодинамики, становление релятивистской физики, генетики, зарождение кибернетики и теории систем. Происходит переосмысление важнейших категорий, таких, как пространство, время, часть, целое, причинность, вещь, состояние и др. Преодолевается разрыв между субъетом и объектом познания. Формируется новое понимание причинности. Среди основных характеристик неклассической научной картины мира можно указать следующие: релятивизм, интегративность, нелинейность, дополнительность, холизм. При этом в понимании задач науки классическая и неклассическая наука близки: задача науки – постижение истины, рост научного знания о мире.

С 60-70-ых годов XX века начинается новый период в развитии науки – постнеклассическая наука. Основные черты ее: усиление интеграции и рост междисциплинарных областей знания, вероятностные взгляды, антропный принцип как один из фундаментальных принципов современной космологии, контекстуальность истины, тесная связь субъекта и объекта познания и актуальность исследований субъективного компонента науки, многомерная модель взаимодействий, включение аксиологического компонента. Современная научная картина мира включает в себя важнейшие открытия, изменившие наши представления о мире: изучение информационных процессов, идеи виртуальности и искусственного интеллекта, становление синергетики. Формируется новый категориальный аппарат: нелинейность, открытые системы, бифуркация, флуктуация и др. Речь идет о рациональности нового типа. Образ постнеклассической научной картины мира – «древовидная ветвящаяся графика» (Лешкевич Т.Г.): направление развития не определено изначально, изменить его может любой незначительный фактор. Важное место в современной общенаучной картине мира занимают также культурологические, социологические, политологические исследования.

Итак, представляя собой особую форму интеграции и систематизации научных знаний, научная картина мира обеспечивает формирование целостного научного мировоззрения и является значимой составляющей основания культуры определенной исторической эпохи.

        1. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994. – 274с.

        2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

        3. Лешкевич Т.Г. Научная картина мира и ее функции // Философия науки ред. Матяш Т.П., , Ростов-на-Дону, 2006 г.