Предмет истории и философии науки
Вся история человечества - это процесс познания мира, его предметного освоения и практического использования знаний для выполнения текущих, а затем и стратегических задач. Вслед за появлением философии процесс познавательной деятельности стал обретать новые черты: обобщенность, фундаментальность, рациональность. Однако единство философии и познавательной деятельности никогда не было тождеством. Изменялись философские учения и гносеологические концепции. Вместе с ними изменялась и схема взаимоотношений философского и научного осмысления действительности.
В XX веке, казалось бы, наступила эпоха полной ясности: в обществе утверждается приоритет плюрализма, демократии, свободы. Все сферы научной деятельности становятся непосредственной производительной силой, наука определяет ход и перспективы социальных изменений, в которых и философии найдётся место, поскольку она «по своей природе» диалогична, диалектична.
Однако как раньше, так и теперь, хотя и по-новому, выбор делается совсем не в пользу диалога, а, наоборот, - в пользу абсолютного диктата одной позиции, которая претендует на статус «общечеловеческой» и одновременно «плюралистической». Это хорошо видно не только в сфере социального познания, но и в естественнонаучном, и психолого-педагогическом также можно выделить «общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы». Философия, быть может, единственная сфера, познающая всеобщее, несмотря на лавинообразную критику и обвинения её в догматизме и отсутствии гибкости, заявляет о крайностях и реальности противостояния сциентизма и антисциентизма, о необходимости не «изрекать» истины, а находить их в дискурсе, в выдвижении и обосновании гипотез, фальсификации и нахождении компромисса в конвенциях.
В высшей школе в целях повышения уровне профессиональной компетенции выпускников начинают подготовку магистрантов. Повышаются требования к качеству выпускных работ: дипломов, магистерской и кандидатской диссертаций. Для укрепления методологической подготовки будущих преподавателей и научных сотрудников им читается новый курс «История и философия науки», который дополняется чтением и ряда дисциплин по методологии научного познания.
Надо отметить, что проблема соотношения философии и науки, как и вопросы методологических оснований научного познания, всегда находятся в центре внимания отечественных философов и имеют основательные традиции с богатым наследием. Круг философов-методологов «узок», но сделано ими много. Можно сказать, что отечественная философская теория познания, несмотря на исторические идеологические препятствия, занимает достойное место в мировой эпистемологии. Свидетельством этого являются наши достижения в науке. Уместно вспомнить хотя бы некоторые имена, чьи работы входят в список обязательной литературы, необходимой для усвоения основных идей новой дисциплины: И.Д.Андреев, Г.С.Батищев, Б.М.Кедров, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Л.А.Никифоров, В.С.Швырев, Л.А.Микешина, З.М.Оруджев, В.А.Смирнов, В.С.Степин и др.
В пространстве социума, не скованного идеологическими ограничениями, возможности свободного исследования, конечно, возрастают, но вся беда в том, что объект и предмет познания зависят от наличия социальной потребности в знании, а если нет «запроса» к науке, то нет и науки как общественного института. Сказанное относится в полной мере к проблемам преподавания названного курса.
Предметом «философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»[1, c.9] .
Философия науки - это «дисциплина, исследующая взаимодействие философии с конкретными науками, механизмы и формы этого взаимодействия, а также порожденные этим взаимодействием особые продукты и результаты»[2, c.99].
Философия науки - это «изучение науки как познавательной деятельности»[3,с.9].
Философия плюралистична: сколько философов, столько философий. Её основными признаками являются: всеобщность, рациональность, диалектичность. К особенностям научного знания можно отнести: обнаружение объективных законов действительности, выделение существенных свойств предмета и выражение их в форме абстракции, в виде идеализированных объектов.
Научное познание есть противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм, закреплённых в языке (естественном или искусственном).
Существенным признаком научного познания является его системность, то есть упорядоченность знаний на основе определённых законов и принципов.
Наука - это рациональное знание по своей сущности, но в ее структуре всегда обнаруживается и иррациональный элемент.
Характерная черта научного познания - объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» рассмотрения.
Активность субъекта, который «входит» в науку со всеми своими чувствами, - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Для достижения объективности, помимо механизма выявления адекватности истины, необходимо и самокритическое отношение субъекта к самому себе и действительности.
Научному познанию присущи строгая доказательность и опытная проверяемость. В современной методологии различают различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, также и формальную непротиворечивость знания, открытость для критики и т.д.[4, с.24-32].
Отсюда к вненаучному знанию можно отнести:
а. паранаучное (пара - от греч. около)
б.лженаучное
в.квазинаучное
г.антинаучное
д.донаучное.
Чертами псевдонаучного знания являются:
а. анахронизм мышления
б.поиск чудес
в.апелляция к мифу
г.неопровержимость гипотез
д.буквализм
е.отказ от ревизии.
Функциями философии в научном познании являются:
1.Предпосылочная
2.Обобщающе-экстраполирующая
3.Критическая
4.Эвристическая
5.Мотивирующая
6.Интерпретирующе-коммуникативная
7.Ценностно-этическая [5, с.13].
Говоря о взаимодействии философии и науки, следует рассмотреть объект их взаимодействия, учитывая, что и термин «наука», и термин «философия» понимаются в разных объемах: есть философия как наука о всеобщем с такими её чертами, как всеобщность, рационализм, диалектичность, есть и направление философии. Также есть наука вообще как особая область жизнедеятельности, но есть и гуманитарная отрасль, есть и отдельная наука. Все это создает специфические требования к «философии науки» - различать смысловое содержание понятия, предмет философии науки. Эта норма достаточно прочно утвердилась при изложении данного курса разными авторами. Издаются учебники и монографии по истории и философии (методологии) естествознания, гуманитарных наук, по отдельным дисциплинам этих отраслей (философия физики, философия политики и т.д.). Из этого вытекает требование предварительного дискурса по теме, т.е. надо определиться о какой конкретно предметной области идет речь. Логически возможны варианты отношений:1)Философия вообще (общая) с наукой вообще. Это будет дисциплина «философия науки»;2)возможен и иной вариант отношений: общая философия с гуманитарным познанием. Это будет философия гуманитарных наук. И таких возможностей много.
Сегодня в учебной и научной литературе под философией науки рассматривается отношение не «философии и науки», а «науки и философии», в котором современная наука «выбирает» себе философское основание. Возможно, выбор окажется удачным, но, возможно, и не очень. При таком выборе наука неизбежно проигрывает, отказываясь от дополнительного спора с оппонентом, который мог бы априорно подвергнуть научную гипотезу серьезной критике. Таким образом, при рассмотрении философских оснований конкретного научного исследования требуется предварительное обсуждение философов и ученых с целью обращения к адекватной и эффективной философской основе.
В индуизме говорят об огромном пантеоне богов, в котором индус прекрасно ориентируется. Поклоняясь одному богу, верующий знает и всю его «родословную». Отчасти аналогичное положение и в научном познании при «выборе философских и методологических оснований. Субъекту отдельного исследовательского проекта нет необходимости углубляться в тонкости методологии других направлений и, тем более, областей. Курс философии науки призван, не подменяя конкретной методологии, дать квалифицированное общее представление о синтезе философского и конкретно-научного (исторического, логического, эмпирического)исследования науки. Её цель - построение общей теории структуры науки в целом, так и отдельных научных дисциплин и теорий.
Общие мировоззренческие оценки роли науки в обществе выражены в позиции:
1.сциентизм: наука - абсолютное благо для человечества, от её успешного развития зависит будущее общественного прогресса.
2.антисциентизм: последствия развития науки противоречивы, её значение в современной жизни и влияние на развитие общественного прогресса отрицательное.
3.критический реализм: в целом, роль науки для человечества положительная, однако её применение и результаты находятся в зоне общественной критики и квалифицированного контроля с позиции гуманитарной безопасности.
Взаимосвязь философии и науки в диахронном и синхронном аспектах их взаимодействия, силе и механизме влияния друг на друга, формах и результатах взаимодействия выражена в концепциях:
1.трансцендентализм (Аристотель, Декарт, Гегель, Гуссерль и др.) Сущность: «Философия - наука наук». «Всякая истинная наука - есть прикладная философия».
2.позитивизм: (Конт, Спенсер, Мах, Карнап, Поппер и др.) Сущность: «Наука сама себе философия».
3.антиинтеракционизм: (Ницше, Сартр, Ясперс и др.). Сущность: «Науки и философия существуют и развиваются независимо друг от друга, между ними нет взаимосвязи».
4.диалектическая концепция: (Энгельс, Бор, Эйнштейн, Кедров и др.). Сущность: «Философия и наука - различные, но одинаково ценные виды рационального познания, оказывающие существенное влияние друг на друга в процессе своего функционирования» [2,c.211-212].
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М.,1996.
Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие.-М.,2011.
Никифоров Л.А. Философия науки: история и теория: учебник. – М.,2006.
См. Кохановский В.П.,Лешкевич Т.Г.,Матяш Г.П.,Фатхи Т.Б. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. - Ростов н/Д.:Феникс,2004.- 608 с.
См. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. - М.,2008 - 552с.
- Предмет истории и философии науки
- Историко-философское введение в философию науки Предпосылки возникновения науки в античной культуре
- Основные идеи философской гносеологии Средневековья
- Формирование опытной науки в эпоху Возрождения
- Формирование основ классической науки и философии науки в XVII –xiх веках
- Позитивизм в истории науки
- Основные положения неопозитивизма
- Парадигмальная концепция т.Куна
- И.Лакатос: методология исследовательских программ
- Заключительные выводы
- 1. Классическая и неклассическая философия науки
- 2. Неклассическая философия наук
- 3. Философские основания науки
- Философия науки Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- Развитие научного познания
- Научная картина мира
- Методы научного познания
- Основные концепции истины
- Наука в социальном измерении.
- Литература
- Краткий словарь