logo
История философии

Парадигмальная концепция т.Куна

Кун Томас (1922 – 1996г.г.), американский философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм - исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода. Дал критику неопозитивистского понимания науки.

Одной из форм критического преодоления неопозитивизма в трактовке научного познания стала парадигмальная концепция Т.Куна, разработанная в 60-х годах ХХ века. В своей модели Т.Кун объединяет идеи прерывности и непрерывности в развитии знания, а также постулат о наличии внутренних законов развития и функционирования науки с фактом социальной и психологической обусловленности процесса развития познания.

Т.Кун вводит понятие «научной парадигмы» - это общепринятое дисциплинарным или всем научным сообществом определённого исторического периода фундаментальная научная теория в той или иной области знания, или даже науки в целом (геоцентрическая, гелиоцентрическая модели мира, механика Ньютона, дарвинизм и т.п.).

Парадигмальная теория задаёт некую «дисциплинарную матрицу», «образец видения предметной области научного интереса; задаёт также и методику решения научных проблем данной области.

В книге «Структура научных революций» (1962) Т.Кун развивает идею К.Проппера о развитии научного знания и возрастании его роли в современном изменяющемся мире. Однако, сама теория Т.Куна, сохраняя преемственность с общими идеями «критического рационализма», в то же время отличается оригинальностью, позволяющей классифицировать и её саму как типичную парадигму.

Т.Кун, по сути, пересматривает попперовскую концепцию «роста знаний», комулятивности в истолковании процесса развития научного знания.

До Т.Куна сама история науки представлялась как история отдельных дисциплин, как эволюция роста знаний в отдельных областях знания. Т.Кун рассматривает науку как систему научных дисциплин. Развитие научного знания состоит из этапов, которые характеризуются развитием не только собственно научной теории, но и специфической в данной социально-исторической ситуации организацией научной деятельности.

Развитие научного знания не является кумулятивным, состоящим только в последовательном накоплении всё новых и новых истин благодаря совершенствованию экспериментально-эмпирической методологии и созданию более содержательных теоретических обобщений. В истории науки, наряду с ростом научных открытий, постоянно происходит отказ от устаревших истин. Преемственность в развитии научного знания сохраняется, но она носит диалектический характер. Т.Кун оценивает горизонты прогресса в науке, акцентируя внимание не на «прирост» результатов познавательного процесса, а на развитие способов его получения и интерпретации. Сама «парадигмальная концепция» появилась под влиянием изменившихся социально-культурных обстоятельств, важнейшими среди которых были:

- острая потребность в развитии научного базиса фундаментальных наук в связи с развитием промышленности на основе интенсивной технологизации производственного процесса. Сами термины «научно-технический процесс», «научная революция», «превращение науки в непосредственную производительную силу» утверждаются как практические именно в это время;

- знания становятся универсальными, а ставший модным «спор физиков и лириков», свидетельствовал о светлой вере применимости знаний одной сферы в других областях.

Основная идея Т.Куна состоит в следующем: научное познание состоит из этапов, каждый из которых характеризуется а) развитием собственно научной теории и б) специфической организацией научной деятельности. Он выделяет четыре фазы:

  1. «допарадигмальная», в которой сосуществуют различные точки зрения, гипотезы, претендующие на решение проблемы, которая сама достаточно строго не артикулирована, вследствие отсутствия фундаментальной базовой теории;

  2. «возникновение парадигмы», которая опирается на признанную научным сообществом (большинством учёных), фундаментальную теорию и соответствующую стратегию исследования;

  3. «нормальная наука», которая проявляется как период эволюционного функционирования парадигмы с постоянным совершенствованием собственных фундаментальных оснований парадигмы, способов получения знания, накопления новых фактов, успешного решения «головоломок»;

  4. «кризис парадигмы», когда рост «головоломок» упирается в неспособности парадигмы к их адекватной интерпретации, не порождающей ещё более сложных проблем. Отказ от отдельных теорий в рамках парадигмы и замена их более эффетивными («латание дыр») далее становится невозможным. Кризис парадигмы свидетельствует о необходимости новой. Такая ситуация называется «научной революции». Научные революции, как эпохи качественного изменения содержания и методов науки в целом, касаются прежде всего парадигмальных теорий в каждой из областей знания, но в целом качественные изменения происходя и в науке в целом.

Смена парадигм создаёт впечатление некой «иррациональности», происходит «переключение гештальта», одна часть учёного сообщества перестаёт понимать другую, хотя идеал истины, как цель познания, сохраняется. Аномалии познавательного процесса обретают социальные характеристики конфликта. Т.Кун характеризует научные революции как «прерыв постепенности», как «эпистемологическую катастрофу», а само состояние называет «несоизмеримостью парадигм», проявленное в диссонансе эмпирического и теоретического содержания парадигмы, в разрыве коммуникационного пространства научного сообщества [1]/