logo
История философии

3. Философские основания науки

Классическая наука

Неклассическая наука

Постнеклассическая наука

Однозначный детерминизм (законов, отношений)

Вероятностный детерминизм (детерминизм с мерой)

Индетерминизм (кооперативные, резонансные отношения между объектами и и их состояниями)

Трансцендентальный индивидуальный субъект научного познания

Трансцендентальный социальный субъект научного познания

Эмпирический (индивидуальный или коллективный) субъект научного познания

Абсолютная истина как возможность и цель научного познания

Относительная истина как возможность и цель научного познания

Обоснованная и практически полезная гипотеза как реальная цель научного познания

Универсальность (всеобщий характер) научных законов и теорий

Партикулярность (органический характер сферы действия и области применимости) любых научных законов и теорий

Идеализированный характер любых научных законов и теорий

Онтологическая первичность – необходимость

Онтологическая первичность – вероятность

Онтологическая первичность – случайность

Приоритетный тип научных законов – динамические (однозначные)

Приоритетный тип научных законов – статические и вероятностные

Не существует объективного приоритетного типа законов, все научные законы являются идеализациями и схематизациями реальности

Элементаризм (целое – аддитивная сумма элементов)

Системность (целое больше суммы частей)

Холизм (целое – целесообразное взаимодействие частей)

Исходное начало научного познания – чувственный опыт

Исходное начало научного познания - мышление

Исходное начало научного познания – здравый смысл

Монотеоретизм (возможна только одна истинная теория об одном и том же объекте)

Комплементарность (дополнительность) (возможно несколько истинных теорий об одном и том же объекте)

Плюрализм (возможно в принципе неорганиченное число теоретических представлений и описаний одного и того же объекта

Доказательность научных законов и теорий

Подтверждаемость научных законов и теорий

Утверждаемость научных концепций (на основе познавательного творчества и когнитивной воли ученого)

Предмет научного познания – объект (как «вещь в себе»)

Непосредственный предмет научного познания – абстрактный объект

Предмет научного познания – сконструированная мышлением реальность

Научная теория – дедуктивно-упорядоченный текст

Научная теория – частично логически структурированный текст

Научная теория – нарратив (повествование, рассказ, story)

Базисная лингвистическая характеристика научного знания – текст

Базисная лингвистическая характеристика научного знания – контекст

Базисные лингвистические характеристики научного знания – интертекст и гипертекст

Элементарная единица научной теории – понятие

Элементарная единица научной теории – термин

Элементарная единица научной теории – знак, символ

Возможен и существует универсальный научный метод

Методологический плюрализм

Научное познание – особый лингвистический способ самовыражения и творчества

Научное знание ценностно нейтрально

Научное знание частично ценностно обусловлено

Научное знание – результат когнитивного творчества ученого

Логическая гомогенность научного текста

Частичная логическая гомогенность научного текста

Логическая и лингвистическая гетерогенность научных текстов

Познавательный догматизм (объективная истина о предмете познания существует и она одна)

Разумный скептицизм (может быть, возможно, не одна истина)

Ирония и самоирония в отношении любых претензий на абсолютную объективную истину

Интернализм (научное знание развивается прежде всего по своим внутренним законам)

Умеренный интернализм (единство внутринаучных и социокультурных факторов в развитии научного знания)

Когнитивный экстернализм (наука – это сплав знаний, воли и творчества ученых, испытывающий влияние самых разных социальных факторов)

Сциентизм (наука – главная сила общественного прогресса)

Социокультурность (наука – один из факторов общественного прогресса)

Гуманизм (наука должна служить человеку и находиться под его контролем)

Объективность научного знания

Субъект – объективность научного знания

Консенсуальность научного знания