logo
История философии

Формирование опытной науки в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения (Ренессанса), - термин ввёл Я. Буркхард в 1860 году, - занимает период ХV – ХVI вв. Она своими чертами наиболее последовательно проявилась в Италии и Голландии. Содержанием новой системы ценностей стало: возрождение интереса к изучению наследия античности, резкая критика феодально-католических устоев общественной и личной жизни, формирование идеалов мировосприятия, базирующихся на принципе антропоцентризма, пришедшего на смену средневековому теоцентризму.

Философии Ренессанса присуща и своя диалектика, выраженная как «совпадение противоположностей» и проявившаяся на всех уровнях общественного и даже индивидуального сознания. Можно говорить об особой атмосфере «ренессансного» демократизма, как сочетании двух тенденций в единстве одной идеологии. Одна тенденция – антифеодальная, а другая – антиплебейская. По сути, всё общество было включено в перипетии социальной жизни, в которой высшей ценностью провозглашался человек. С другой стороны, говорить об особой форме демократизма в названную эпоху как более зрелом политическом состоянии общества неверно. Демократизма в эпоху Возрождения было меньше, чем в Средние века. И дело не только в падении нравов и деятельности инквизиции, но и в том, что вся эта эпоха, по сути своей – переходная, её политические формы находятся в становлении, а её формы (демократия) отличаются слабостью и неопределённостью.

Речь идёт о том, что принцип «минимакса» стал метафизической предпосылкой для политической философии Нового времени, действительно нашедшей демократические формы совмещения власти монарха с волей народа.

В эпоху Возрождения слои общества, занимая свою нишу, сталкивались в своих интересах, создавая предпосылки формирования идеологии нового мира. Но эта «идеология» не имела «своего» класса, она выражала интересы мещанства и его надежды на блестящее буржуазное будущее, то есть «надежд» на самоуничтожение. В силу своего промежуточного (между феодалами и плебсом) положения мещанство не могло создать положительного социального идеала, но зато стало эффективным источником и базой формирования противоречивых предпосылок (экономических, политических, духовных) элементов буржуазности. Главным содержанием «перестроечных» процессов Ренессанса было не возврат и механическое восстановление античных образцов, а использование традиции для новаторского решения текущих задач современности.

Антропоцентризм как мировоззренческая основа Возрождения олицетворял два принципа отношения к жизни: гуманизм и эстетизм. Именно они и декларировались как ведущие линии в утверждении гармонического синтеза противоположностей. Гуманизм отражал стремление в рождении идеалов и норм жизни соответствующих божественной природе человека. Ведущей формой нового творческого отношения к природе и обществу стало искусство, а принцип эстетизма – его определяющими императивами красоты и гармонии.

Начало эпохи обычно связывают с творчеством Петрарки (1304 – 1374), который своими сонетами о любви соединял в единое человеческое естество божественную возвышенность и земную боль этого чувства, соединял все эпохи человеческой культуры в единое настоящее время. Блестящие образцы литературного и художественного творчества гениев эпохи воспевают разумность в союзе с естественностью и свободой.

Вообще эпоха Возрождения – это эпоха «титанов», давшая миру таких гениев, которые по своим способностям, творческой смелости и универсализму остаются непревзойдёнными. Помимо литературы и искусства в эту эпоху интенсивно развивались естественные знания и техника. Создаётся гелиоцентрическая картина мира (Коперник), которую излагают на языке математики (И.Кеплер, Г.Галилей). Потребности развития ремёсел в растущих городских центрах, развития торговли способствовали созданию компаса, книгопечатания, изобретению пороха и т.д.

Пересматривается отношение к Античности. Из забвения возвращается много, от чего раньше отказалось Средневековье. В философии «по-новому» прочитаны Платон, Аристотель, Эпикур, стоики. Теперь высоко ценится не их логика и метафизика, а физика и этика, их реальное оптимистическое отношение к жизненным проблемам отдельного индивида. Человек помещается в центр мира, где, занимая «серединное» положение (копула мунди) между Богом и низшим тварным миром, реализует себя в творении самой гармонии, воплощающий красоту единства Творца и творения.

Целостность человека составляет не только душа, но и тело. Возрождается анатомия, создаётся «антропологическая перспектива» (см. рис. Л.Б. Альберти, Леонардо да Винчи по символике человеческого космоса), пришедшая на смену античной космологии и средневековой «обратной» перспективе.

Пико делла Мирандола (1463 – 1493) в «Речи о достоинстве человека» говорит о гибкости, творческой неопределённости человеческой природы, «человека-хамелеона». Человек провозглашён творцом своей судьбы. Впрочем, именно судьба внутренне противостоит разуму и «побеждает» его в определении ценностных стратегий жизни.

При всём этом надо помнить, что эпоха Возрождения была полностью религиозной. Человек пытается по-новому оценить мир, выйти за границы религиозного, но сам этот мир остаётся, изменяясь очень медленно. Философия теперь не «служанка богословия», а «сестра», и развитие зависит от уровня его философичности (Марсилио Фичино).

Место культуры Ренессанса в истории оценивается по-разному: от абсолютизации как величайшего прогрессивного переворота из всех пережитых до того времени человечеством, до оценки как бреши в прогрессивном восхождении. Надо, конечно, осторожно принимать все крайние оценки, время не возвращается, и понимать, что выход из границ схоластической умозрительности и включения природы в культурный дискурс был неизбежным и нелёгким. Краткий исторический путь эпохи отличен взлётами и падениями. Провозгласив и даже осуществив в виде отдельных образцов идеалы антропоцентризма, естественности и свободы, провозгласив гармонический синтез человека и природы с Богом, эпоха всё-таки не смогла сохранить этой творческой напряжённости. Идеалы титанизма выродились в элитизм и индивидуализм, идеалы гуманизма – в утопизм и новый аскетизм, идеалы оптимизма – в скептицизм и пессимизм (см. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. С. 211 – 238; Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. С.243 – 258). В обществе резко усилился интерес к магии и оккультизму.

Реформация

Изменения, которые в Италии и Голландии описываются как Ренессанс в других европейских странах (Германия, Швейцария, Англия и т.д.), происходившие в основном в ХVI веке, как социальные движения протеста против феодализма, клерикализма католической церкви, называются Реформацией.

Если Ренессанс проявлялся в основном в форме духовно-культурных преобразований, то здесь можно наблюдать ярко выраженную социальную акцентированность движения.

Реформация начиналась как региональные вспышки несогласия и открытого противостояния внутри церкви, то есть по религиозным вопросам. Однако, протест вышел далеко за рамки внутрицерковных проблем. Он распространился в разных регионах Европы и перерос в глобальный социальный конфликт, получивший название «протестантизм», и ставший практическим началом Реформации и её идеологической основой.

Протестантизм объединяет с Ренессансом общее гуманистическое содержание, критика основ феодального деспотизма и «обмирщения» католического клира. Но протестанты резко выступали и против тех следствий Ренессанса, которые стали признаками его духовного вырождения; это деградация нравов и, особенно, распространение магии и оккультизма.

В теологии главным принципом стало положение об «оправдании верой» и отказа на этой основе от сложной догматики, от таинств, от аллегорического толкования Библии. «…Лишь одна вера, без дел, оправдывает, освобождает и спасает», - писал Лютер.

Протестантизм возник и утвердился в борьбе с католицизмом, а как ведущее христианское направление он существует в трёх традиционных течениях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и многих их ответвлениях.

Антропология М. Лютера, основателя лютеранства, восходит к Августину, она может быть названа пессимизмом и означает представление о человеке как слабом, а иногда и диком существе (см. Т. Гоббс, З. Фрейд, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр).

Ведущим фактором развития человека является его собственная воля, но она склонна в силу ничтожества твари к заблуждениям, а потому главной задачей будет её подчинение воле Бога. Отсюда и главный принцип – «оправдание верой». Основное усилие общины направлено на изучение Писания с целью понимания смысла текста «здесь и сейчас», отсюда и активное участие общины в жизни каждого верующего.

Конечно, каждое из протестантских учений имеет свои особенности. В кальвинизме, например, учение о свободе воли и спасении тесно связано с фатализмом и принципом предопределения, когда критерием достойного следования воле Бога является личный социальный успех.

Всё это говорит о протестантизме как идейном выразителе движений за буржуазные реформы, который стал после победы революций основой идеологии капиталистического строительства.

Если в Античности и Средние века основными методами исследования были индукция и (или) дедукция, то Реформация, обращаясь к анализу Библии, воссоздаёт на новой основе герменевтику, метод согласованной интерпретации текста. Пользуется всё возрастающим авторитетом и гипотетико-дедуктивный метод, сочетающий индукцию и дедукцию.

Протестантские движения, в которых преобладала религиозная составляющая, сближались с движениями, в которых гораздо сильнее был выражен социальный элемент. Идеалы «народной реформации» отстаивал Т. Мюнцер (1430 – 1525), он призывал к практическому переустройству общества на началах справедливости и равенства.

Английский гуманист Т. Мор (1478 – 1535) в своей «Утопии» детально нарисовал общество справедливости. Эта утопия лорда-канцлера, конечно, не была призывом к преобразованиям, но стала осознаваемой мечтой. В Италии близкую утопию изобразил Томазо Кампанелла (1568 – 1639).

Основной идейно-теоретический импульс утопизма был направлен на критическое переосмысление причины социального «застоя», условий и механизмов его преодоления. Как видим, во многом главным способом социальных преобразований являлись ожидания, надежда, мистическое озарение или чудесное спасение.

Мистика, как и утопия, занимают в ХVI - ХVII веках весьма устойчивое место. Виднейшим мистиком был Якоб Бёме (1575 – 1624), автор произведения «Аврора или Утренняя звезда в восхождении», которое носит теософский (религиозно-натурфилософский) характер и развивает идеи мистического пантеизма. Содержание работы представлено как сложная мировоззренческая система с элементами синтеза философии, богословия, язычества.

Пессимизму протестантизма в определённом смысле противостоит творчество философа-скептика М. Монтеня (1533 – 1592), который в своих «Опытах» раскрывает принципы критического восприятия всякой суетности, схоластичности, бессодержательности в мышлении и самой жизни. Он утверждает природную этику «искусства жить достойно».

В эпоху Ренессанса формируется и своя социальная философия, которая не всегда имеет фундаментальное теоретико-философское обоснование, но, тем не менее, в своих построениях её авторы интуитивно создали оригинальные политологические учения, получившие обоснование уже в ХVII –ХVIII веках. Это: Николай Макиавелли (1469 – 1527), разделивший (как и М. Лютер) политическое и моральное, и обосновавший практическую и прагматическую мотивацию деятельности власти с допущением применения всех средств для достижения целей. Гуго Гроций (1583 – 1645), раскрывший содержание принципа «естественного права» народов и человека, права жить в соответствии с разумной природой.

Николай Кузанский (1401 – 1464). Философия эпохи Возрождения – это натурфилософия с такой характерной чертой её восприятия как пантеизм. Пантеизм (термины «пантеист», «пантеизм» введены в ХVII в.) отождествляет Бога и мир, хотя формы такого отношения, а, следовательно, и разновидности пантеизма различны.

Натуралистический пантеизм эпохи Возрождения лежит в основе взглядов Н. Кузанского (1401 – 1464) и Дж. Бруно (1548 – 1600). Для Кузанца мир – это множество различных вещей, сосуществующих на основе подобия и различия.

В работе «Об учёном незнании» он различает в познании рассудок, который познаёт вещи, сопоставляя их, выделял известное и неизвестное. Неизвестное бесконечно, а известное и конечно, и условно, а потому мир в принципе непознаваем. Человек в познании лишь определяет границы своего условного знания, а в принципе находится в состоянии познания своего незнания.

Такая гносеология относится и к познающему разуму, который не познаёт заведомо непознаваемое (мир и Бога). Это задача рассудка и чистого созерцания. Разум познаёт атрибуты мира и Бога, которые благодаря «совпадению противоположностей», совпадению абсолютного минимума и абсолютного максимума (принцип «минимакса») могут сопоставляться.

Эта работа разума над постижением диалектики «минимакса» и выявлении атрибутов тождества позволяет глубже понять содержание отношений конечного и бесконечного, условного и безусловного, мотивирует и стимулирует настрой на мистическое созерцание Бога, «…выяснение противоположностей позволяет обрести “интеллектуальное видение”, превосходящее силу рассудка» [1, c.111].

У Кузанца Бог (в метафизическом отношении – Абсолютный максимум, а в философском – Единое) оказывается имманентно (пантеистически) связан с Иным (материей), без которого Он не может существовать (как не может быть Единого без одного. «Иное» (материя) – это не вещество, это, как и «Неиное» (Бог, Единое), лишь условия познающего мышления.

Раскрытие Абсолюта в индивидуальности объясняется Кузанским при помощи метода «совмещения противоположностей». Истина каждой вещи в её самотождественности, но вещь стремится к иному и, таким образом, пребывает в становлении. Если бы человек мог «познать себя», реально осознать, чем он является, то он слился бы с Абсолютом. В истории это было лишь раз – в таинстве Боговоплощения, когда Бог стал человеком. Бог, как максимум, способен совместить противоположности, а человек лишь стремится к этому, занимая «серединное» положение.

Взаимоотношения человека с Богом или Бога с миром раскрывается в категориях «свёртывания - развертывания»: мир – это развёрнутый Бог.

Джордано Бруно (Ноланец) (1548-1600), итальянский философ – пантеист и поэт, считал философствование служением Богу, идейными источниками его творчества стали научные открытия (астрономия Коперника) и диалектика «совпадения противоположностей» (Н. Кузанский). Среди его собственных работ наиболее известны диалоги «О причине, принципе и едином» и «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Наконец, вслед за своими предшественниками, оформил оригинальную натурфилософскую систему взглядов сочетающие пантеистическую онтологию и диалектику, которые и стали завершением философского осмысления эпохи Возрождения.

Дж. Бруно говорит о единстве мира, который, как мы о нём представляем, синтетически «свёрнут» в зародыш Единого. Единое, в свою очередь, «разворачивается» (анализируется) нашим сознанием в множественность, в одно. Вселенная в целом вечная и неподвижная, вне её ничего нет, она, таким образом, и есть бытие, которое пребывает в свёрнутом виде и содержит в себе все противоположности, т.е. «всё во всём».

Мир Единого, в свою очередь, разворачивается до отдельного, одного - атома, точки, монады. Они лишены атрибутов целого (вечности, бесконечности, совпадения противоположностей). Единое – это и Бог, и материя, и Вселенная. Оно является высшей целью познания и устремления разума, хотя и недоступное для понимания. Единое сочетает в себе разумное и неразумное (сверхразумное), а потому постижение Единого возможно в акте созерцания.

Мир вещей (множественность) это даже не вещи сами по себе, а их смысловые значения, которые придаёт им разум.

Понятию материя Бруно (вслед за Кузанцем) уделяет внимания мало, это не «потенция» (Аристотель), не субстрат (Фалес, Демократ), а «божественное бытие в вещах», нечто, что от Единого присутствует в одном, что от праобраза есть в образе, что от Бога есть в человеческой монаде.

Однако в Едином (как и одном) есть душа, которая проявлена и выражается силой ума. Именно он направляет «порывы души». «Душа мира» удерживает Вселенную в гармонии, а душа человека организует жизнь человека требованиями разумности. Душа человеческой монады стремится познать силой своего ума атрибуты Единого (Вселенной, Бога): бесконечность, вечность, диалектику «минимакса». Это стремление Ноланец называет «героическим энтузиазмом», это стремление преодолеть себя, выйти за границы способностей разума и постичь Единое в экстазе любви. В эпоху Ренессанса подобные идеи выражали «дух времени», они воспринимались и воплощались каждой монадой по границам её умственного горизонта: то, как жизнеутверждающий эротизм, то как похоть, то как религиозный экстаз веры, то как магизм. Минимакс говорил о том, о чём сегодня говорит теория амбивалентности фрейдизма.

        1. Кузанский Н. Сочинения в двух томах. М.: «Мысль» (книжная серия Философское наследие) — 960 с. Том 2. (ФН, т.82)— 1980. — 471с.