2. Чем мы отличаемся друг от друга
Цели:
- Помочь осмыслить проблему различия людей.
- Показать основные критерии, по которым различаются люди в обществе.
- Освоить навыки работы в группе.
Ход занятия:
Небольшая проверка на внимание.
Разминка «Ванька-встанька». На первоначальном этапе разминки ведущий просит по очереди встать тех, кто обладает определенными внешними признаками, например:
- кто сегодня в джинсах,
- кто сегодня в кроссовках,
- кто сегодня в рубашке,
- кто сегодня в юбке,
- у кого проколоты уши,
- у кого серые глаза,
- у кого карие глаза,
- у кого есть 12 пуговиц на одежде,
- и пр.
Обязательные условия:
- в начале занятия попросить не комментировать чужой внешний вид;
- реагировать только на запоздавшие реакции;
- после каждого «вставания» благодарить ребят.
Первый этап. Работа в группах «Чем различаемся мы?»
Задание: попробуйте перечислить те признаки, по которым могут различаться люди.
Второй этап. Общий «мозговой штурм». Сведение общеклассных признаков по которым различаются люди. (На стенде в столбик фиксируются основные признаки). Задача учителя помочь ребятам укрупнить критерии и их конкретизировать.
Например:
Цвет глаз (карий, зеленый, серый);
Раса («черный», «желтый», «белый»);
Одежда (опрятная, неопрятная, модная)
Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный)
Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями.
Третий этап.
Из-за каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему?
Высказывания фиксируются на стенде напротив признака.
- Уроки толерантности
- От авторов
- Программа курса «уроки толерантности» Пояснительная записка
- Программа
- Примерное тематическое планирование
- Общие учебные умения и навыки, которые формируются в ходе изучения курса
- Общие рекомендации по проведению занятий
- Принципы работы с группой
- Подготовка к работе в малых группах
- Замечания по поводу рефлексии и обратной связи
- Введение
- 1. Вводное занятие
- Упражнение «Снежный ком»
- Упражнение «Пожелания на тренинг»
- Упражнение «Групповой портрет»
- 2. Чем мы отличаемся друг от друга
- Упражнение «Чем мы похожи»
- 3. Что такое толерантность?
- 4. Межкультурное взаимодействие.
- Эбигейль
- Раздел 1. Проявления нетерпимости
- 1. Большинство и меньшинство
- 2. Богатые и бедные
- 3. Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди
- 4. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим.
- 5. Нетерпимость к асоциальным группам
- 6. Проблемы межнациональных отношений
- 7. «Отцы и дети»
- Упражнение «Кто есть кто»
- Ролевая игра
- 8. Мужчины и женщины
- Раздел 2. Я и толерантность вокруг меня
- 1. Что такое стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь
- 2. Как противостоять нетерпимости
- 3. Декларация принципов толерантности
- 4. Насколько я толерантная личность
- Чем отличается толерантная личность от интолерантной (по работам г. Оллпорта)
- 5. Толерантность вокруг меня
- Часть 2
- Чеченский конфликт
- Итоговое занятие.
- Литература
- Приложение
- Декларация принципов толерантности
- Содержание