logo
Уроки толерантности

Упражнение «Кто есть кто»

Участники разбиваются на 5 групп. Ведущий объясняет задание: «В старину семьи были очень большие. Вместе с родителями под одной крышей жили мужья дочерей, жены сыновей, внуки. И все они назывались по-разному. Ваша задача объяснить, кто есть кто».

Группы получают карточки с перечисленными членами семьи:

- тесть (отец жены)

- теща (мать жены)

- зять (муж дочери)

- сноха (жена сына - для отца)

- невестка (жена сына – для матери)

- свекор (отец мужа)

- свекровь (мать мужа)

- золовка (сестра мужа)

- шурин (брат жены)

- деверь (брат мужа)

- свояченица (сестра жены)

- свояк (муж свояченицы)

- пасынок (неродной сын)

- падчерица (неродная дочь)

- отчим (неродной отец)

- мачеха (неродная мать)

Список может быть продолжен: племянник/племянница; тетя/дядя; бабушка/дедушка и т.д.

Ведущий обращает внимание на то, что современные семьи преимущественно нуклеарные (родители и дети). Но так ли легко найти взаимопонимание в такой семье? Далее проводится постановка целей и задач занятия.

•• Упражнение «Какие разные семьи»

Участники делятся на 6 групп. Первые три группы составляют словесный портрет разных семей, вторые три группы изображают семьи в рисунке.

Задание: составить портрет 1) идеальной семьи; 2) плохой семьи; 3) реальной современной семьи.

Заканчивается упражнение обсуждением портретов или (как вариант) китайской притчи «Ладная семья».

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье и занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, хорошо старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТРЕПЕНИЕ. И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ», «Сто раз ПРОЩЕНИЕ», «Сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже».