6. Проблемы межнациональных отношений
Цели:
- познакомить ребят с понятием предрассудков и стереотипов в области межнациональных отношений;
- создать условия для поиска собственных стереотипов и предрассудков;
- понять истоки межнациональных конфликтов и сложность в распутывании паутины национальных конфликтов.
Предварительная подготовка:
Подготовить к демонстрации фильм «Лицо кавказской национальности», фотопортреты (желательно подобрать фотографии известных людей, на которых их трудно идентифицировать).
Ход урока:
• Вариант I. Ребятам предлагается посмотреть фильм «Лицо кавказской национальности».
Вариант II. Упражнение «Портрет». Ребятам предлагаются рассмотреть фотопортреты людей, и попробовать описать кто они такие, чем занимаются, какой имеют характер, привычки. После этого ребятам рассказывается в реальности, что это за люди. Обычно преставления о людях выстраиваться на основе стереотипов.
•• Учащимся предлагается составить на доске (стенде) таблицу (смотри ниже), сопровождая её следующим вопросом: «Какие человеческие качества, черты характера ассоциируются у Вас с разными народами?».
Народ (национальность) | плюс | минус |
Цыгане |
|
|
Татары |
|
|
Евреи |
|
|
Чеченцы |
|
|
Индийцы |
|
|
Американцы |
|
|
Французы |
|
|
Эллины |
|
|
Ангурийцы |
|
|
Русские* |
|
|
* русских следует помещать в конце списка
Часто бывает, что в классе присутствуют дети этих национальностей, поэтому учитель должен сделать, чтобы характеристики не были обидными и оскорбительными.
В большинстве случаев наблюдается следующее: «плюсов» больше, чем «минусов». Попросите учеников, если класс практически однороден, охарактеризовать друзей, знакомых других национальностей. Выясниться, что положительных эпитетов будет больше.
Вопросы учащимся: Почему вдруг «плюсов» стало больше? Почему у русских в начале работы с таблицей было больше «плюсов»? Почему часто в других людях видят только «минусы», а «плюсы» практически не замечают? Как получилось, что несуществующие национальности (эллины, ангурийцы) наделяются положительными чертами?
Желательно дать возможность выступить всем учащимся, которые желают.
••• Учитель по середине стенда пишет «Национальные конфликты». Ребятам предлагается ответить на вопрос «Как они считают, что является причиной межнациональных конфликтов». В процессе ответов можно зафиксировать, что многие причины взаимосвязаны друг с другом. Должна получиться примерно следующая картина:
•••• В конце урока подводится итог.
- Уроки толерантности
- От авторов
- Программа курса «уроки толерантности» Пояснительная записка
- Программа
- Примерное тематическое планирование
- Общие учебные умения и навыки, которые формируются в ходе изучения курса
- Общие рекомендации по проведению занятий
- Принципы работы с группой
- Подготовка к работе в малых группах
- Замечания по поводу рефлексии и обратной связи
- Введение
- 1. Вводное занятие
- Упражнение «Снежный ком»
- Упражнение «Пожелания на тренинг»
- Упражнение «Групповой портрет»
- 2. Чем мы отличаемся друг от друга
- Упражнение «Чем мы похожи»
- 3. Что такое толерантность?
- 4. Межкультурное взаимодействие.
- Эбигейль
- Раздел 1. Проявления нетерпимости
- 1. Большинство и меньшинство
- 2. Богатые и бедные
- 3. Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди
- 4. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим.
- 5. Нетерпимость к асоциальным группам
- 6. Проблемы межнациональных отношений
- 7. «Отцы и дети»
- Упражнение «Кто есть кто»
- Ролевая игра
- 8. Мужчины и женщины
- Раздел 2. Я и толерантность вокруг меня
- 1. Что такое стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь
- 2. Как противостоять нетерпимости
- 3. Декларация принципов толерантности
- 4. Насколько я толерантная личность
- Чем отличается толерантная личность от интолерантной (по работам г. Оллпорта)
- 5. Толерантность вокруг меня
- Часть 2
- Чеченский конфликт
- Итоговое занятие.
- Литература
- Приложение
- Декларация принципов толерантности
- Содержание