logo
Уроки толерантности

2. Как противостоять нетерпимости

(проект гражданской акции)

Методические рекомендации: Данное занятие рекомендуется проводить в течение двух часов с перерывом в уроках в одну-две недели. Первая часть занятия будет носить «теоретический» характер, вторая – практический. Для выполнения практической части и ее презентации требуется время для подготовки.

Цель:

- создание условий для мотивированного противостояния нетерпимости в обществе и стимулирование учащихся к активным гражданским действиям против проявлений нетерпимости.

Задачи:

- актуализировать знания по толерантности и различных видах нетерпимости в обществе;

- развивать навыки командной работы;

- предоставить возможность воплотить на практике гражданские решения, проекты, стратегии и проверить их жизнеспособность;

- содействовать развитию активной гражданской позиции учащихся.

Часть первая:

• Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока, поясняет цели, вводит понятие «гражданская акция», «гражданские действия», дает краткую информацию о гражданских акциях, приводит примеры гражданских акций.

Затем актуализируются основные понятия, изученные ранее: «толерантность», «нетерпимость», виды нетерпимости.

•• Класс делится на равные группы (5-6 человек). Перед группами ставится задача: «Составьте список проявлений нетерпимости и методом ранжирования определите, какие проявления нетерпимости наиболее болезненны для современного российского общества». В течение 5 минут группы работают самостоятельно. После этого каждая группа представляет свой список классу, объясняя, почему на первое место они поставили ту или иную проблему. Составляется список наиболее острых проявлений нетерпимости в российском обществе. Путем жеребьевки определяется проблема для каждой группы и ставится новая задача: «Необходимо продумать проект гражданской акции «Как противостоять … (например, ксенофобии, шовинизму, нетерпимости к инакомыслящим и т.п.)» и этот проект воплотить в жизнь на следующем занятии, привлекая к своей акции остальных учащихся класса».

Учащимся предлагается следующий алгоритм самостоятельной работы по подготовке гражданской акции:

1. Соберитесь все вместе и обсудите идеи по проведению акции. Постарайтесь обсудить каждую идею и выберите самую оптимальную на взгляд всей группы. Предлагаемые идеи записывайте, избегайте критики идей.

2. После определения идеи для воплощения в проект, ответьте на вопросы: Что должно быть сделано? Как это должно быть сделано? Какие ресурсы понадобятся? Кто это будет делать? Будет ли акция общественно значимой и привлечет ли к себе внимание?

3. Распределите роли по реализации идеи. Например, если вы решите привлечь внимание общества к проблеме путем листовок, определите, кто придумывает текст к листовкам, разрабатывает их дизайн, рисует, размножает, развешивает и т.п.

4. Перед презентацией проекта назначьте встречу и проверьте готовность группы. На любом этапе вы можете воспользоваться помощью учителя.

Часть вторая:

Второе занятие будет состоять из двух этапов: презентация проектов и обсуждение представленных проектов гражданских акций.

• После приветствия учителя и учащихся и определения этапов работы, группам предлагается жеребьевка, чтобы определить порядок презентаций проектов. Учащиеся презентуют свои проекты гражданских акций противостояния нетерпимости. Каждая группа проводит акцию, стараясь вовлечь в нее весь класс. Можно объявить «конкурс» на лучшую гражданскую акцию, определив ее путем выражения эмоций (аплодисменты, поздравительные возгласы и т.п.).

•• На втором этапе предлагается обсудить, как группы готовили акцию, определить насколько эффективна та или иная акция. От каждой группы, выступает один ученик, который рассказывает обо всех идеях предложенных в группе, почему для воплощения была выбрана идея презентованного проекта, каков был вклад каждого в реализацию проектной идеи, какова была атмосфера при подготовке проекта и т.п.

••• Затем обсуждается проблема эффективности представленных проектов гражданских акций в противостоянии нетерпимости в обществе, определяются перспективы, выясняется, появилось ли желание воплотить акцию в реальной жизни, готовы ли учащиеся быть участниками гражданских акций или их организаторами.

В заключительном слове, учитель благодарит всех участников акций, подчеркивает важность объединения граждан для противостояния негативным явлениям в обществе.