logo
Уроки толерантности

Эбигейль

История о грустной любви

Эбигейль любит Тома, который живет на другом берегу реки. Наводнение разрушило все мосты через реку, и из всех лодок осталась только одна. Эбигейль просит Синбада, владельца лодки, перевести ее на другой берег. Синбад соглашается, но настаивает на том, чтобы Эбигейль за это провела одну ночь с ним. Эбигейль не знает что делать. Она идет к своей матери и спрашивает, как ей выходить из сложившейся ситуации. Мама говорит, что она не хочет вмешиваться в личные дела Эбигейль.

В отчаянии Эбигейль спит с Синбадом, и тот перевозит за это ее на другой берег. Эбигейль бежит к Тому, обнимает его и, раскаиваясь, говорит ему обо всем, что случилось. Том с силой отталкивает ее, и Эбигейль убегает.

Недалеко от дома Тома Эбигейль встречает Джона, лучшего друга Тома. Она и ему рассказывает обо всем, что случилось. Джон избивает Тома за то, что тот сделал с Эбигейль и уходит с ней.

После работы в группах докладчик от каждой группы рассказывает о том, как проходило убеждение, на основе каких принципов было проведено ранжирование и каковы его итоги.

••Вторым этапом урока может стать групповое обсуждение почему мы пришли или не пришли к общему мнению, что нам мешало? Было ли учтено в группе мнение каждого? Как формируется общественное мнение?

•••третий этап урока переход от опыта к теории. На этом этапе лучше использовать метод беседы. Важно поднять вопрос о том, что такое культура? Как возникают культурные ценности? Изменятся ли они в ходе жизни? Можно в ходе обсуждения опираться на следующий теоретический материал.

Существуют сотни определений понятия «культура». Практически все считают, что культура включает в себя убеждения, ценно­сти и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения общественного опыта и регулирования их поведения.

За пределами формальных определений остаются многие вопросы. Например: является ли культура составляющей исключительно группы или существует индивидуальная культура личности; в какой степени поведение человека обусловлено его культурой; насколько гибко культура может реагировать на перемены в обществе и подвер­гаться изменениям; какие процессы возникают при пере­сечении культур и т.п.

Один из известных подходов к понятию «культура» называется «Концепция айсберга». Культура сравнивается с айсбергом, в ней выделяются видимые, заметные в первую очередь, и невидимые черты.

Рассматривая айсберг, в первую очередь мы замечаем его верхушку. Как правило, мы не видим поддерживающей всю ледяную глыбу в состоянии равновесия нижней части, которая во много раз больше. Говоря о культуре, мы замечаем вначале ее очевидные, наибо­лее заметные аспекты, например, такие, как искусство, литература, театр, музыка, фольклор, еда, одежда. Подростки, участвующие в наших тренингах, как правило, к этому списку первых ассоциаций добавляют традиции, обычаи, культурные и духовные ценности, правила поведения в обществе, архитектуру, музеи, танцы.

Если же рассматривать основание айсберга, т.е. малозаметные вначале эле­менты культуры, которые на самом деле составляют ее основу, мы неминуемо начинаем задумываться о специфическом понимании скромности, присущем данной культуре, принятой в ней концепции красоты, образцах поведения при воспита­нии детей, взаимодействии между различными слоями общества. Список невиди­мых, но фундаментальных черт культуры, которые соотносятся с ее ценностями, можно продолжить: понимание греховного поведения, отношение к животным, формы ухаживания, предпочтительный стиль лидерства, темп работы, восприятие болезней, положение зависимых людей, понимание безумства, 'формы дружбы, оценка роли личности в истории, нормы визуального контакта, принятый язык жестов, способы управления эмоциями, образцы разговоров в различных соци­альных контекстах, восприятие прошлого и будущего, понимание взрослости, организация физического пространства и т.д.

Попытка понять культуры, включая собственную, ставит множество вопросов:

• что в этой культуре считается правильным, а что неправильным;

• какова структура семей;

• каковы отношения между мужчинами и женщинами;

• как воспринимается время;

• по каким правилам происходит потребление пищи и напитков;

• как распределяется информация;

• кто имеет власть и как она приобретается;

• какова реакция на другие культуры;

• что считается смешным;

• какова роль религии и др.

Члены одной культурной общности действительно придерживаются своих ценностей, общих понятий и судят о вещах примерно одинаково. Это наблюдение ста­новится еще более очевидным, когда вы сталкиваетесь с другой культурой или оказываетесь за границей. Однако культуры не статичны, они изменяются, а соответственно - и ответы на вопросы, да и сами вопросы со временем меняются.