logo
Уроки толерантности

5. Нетерпимость к асоциальным группам

Цель:

- Развитие у учащихся понимания права каждого человека на социальный выбор и ответственности за него.

Задачи:

- актуализировать проблему существования в обществе асоциальных групп;

- развивать навыки участия в дискуссии, умение слушать и слышать разные точки зрения на проблему;

- содействовать формированию терпимого отношения к асоциальным группам.

Предварительная подготовка:

Подобрать современные статистические данные по асоциальным группам населения в России, регионе, конкретном городе, районе, селе. Учителем заранее выбирается помощник, который будет следить за временем выступлений. Кроме того, можно выбрать двух учащихся, которые будут записывать разные точки зрения, аргументы на доске, фиксируя своеобразную коллективную память.

Ход занятия:

• Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока и форму проведения дискуссии. Далее он предлагает определить совместно с учениками основные правила проведения дискуссии в режиме “микрофон по кругу”. Могут быть сформулированы следующие правила:

- право говорить имеет только тот, у кого микрофон;

- говорить в “микрофон” можно не более одной минуты;

- при наличии права на молчание, не молчать, а высказывать свою позицию;

- следует «не присоединяться» к ранее высказанной точке зрения, а выражать свое мнение, либо развивать позиции того, с кем согласен, новыми аргументами;

- быть терпимым к разным точкам зрения и не показывать своих эмоций, даже если с чем-то не согласен.

Этап выработки правил дискуссии может быть опущен, если в классе ранее были уже определены правила проведения дискуссий, достаточно их актуализировать и учитель может сам пояснить особые правила проведения дискуссии в режиме «микрофон по кругу».

•• В порядке “мозгового штурма” учащиеся называют социальные группы, которые, по их мнению, можно отнести к асоциальным (лица без определенного места жительства, преступники, нищие попрошайки, наркоманы, алкоголики и др.). Все предложения записываются на доску. Затем, предлагается уточнить, все ли согласны с получившимся списком, определив тем самым общее мнение учащихся.

Далее, учащиеся по кругу высказывают свое личное отношение к асоциальным группам. Право говорить имеет только тот ученик, у которого в руках “микрофон” (можно передавать, например, маркер или карандаш). Ученик с “микрофоном” может высказать свою позицию в течение одной минуты, затем передает “микрофон” следующему по кругу. Таким образом, каждый должен высказать свое мнение, соблюдая правило: «говорит только тот, у кого микрофон».

Когда завершится первый круг, можно предложить так же по кругу высказать дополнительные аргументы, уточнить свою позицию, задать вопрос любому участнику дискуссии.

Учитель так же сидит в кругу, однако, право высказать свою точку зрения имеет только в завершении дискуссии, когда все желающие учащиеся выразят свое мнение. Мнение учителя, должно быть своеобразным резюме, в котором бы были отражены прозвучавшие в ходе дискуссии позиции без оценки этих позиций.

••• В заключении, учитель приводит статистические факты по проблеме и подчеркивает, что общество должно принимать различные асоциальные группы как данность, что для большинства, кого относят к асоциальным слоям, это сознательный выбор; в отношении к таким людям желательно избегать чувства жалости; помощь им должна соответствовать принципу: «не следует кормить голодного рыбой, надо дать ему удочку, чтобы он прокормил себя сам».