logo search
История философии

Основные положения неопозитивизма

Логический позитивизм формируется в русле английского эмпиризма, а его прямыми предшественниками выступает философия позитивизма. С другой стороны, можно говорить и о влиянии на возникновение логического позитивизма тоталитарных и иррациональных идеологий начала ХХ века.

Фактическая история логического позитивизма связана с деятельностью кафедры философии в г. Вена («Венский кружок»): М.Шлик, Р.Карнап, К.Гедель и др. Кафедра поставила задачу пересмотра самых основ научного познания – опыта, ощущения, нейтральных элементов и замену их анализом языка. Концепция получила название «логического позитивизма», так как сочетала идеи раннего позитивизма (О.Конт, Э.Мах и др.) и логики (Б.Рассел, Х.Уайтхед).

Смысл термина «позитивное» при этом существенно изменился: у Конта «позитивное» было синонимом «научное» и означал конечную, научную стадию умственной истории человечества. Основное содержание термина было наполнено мировоззренческим смыслом.

В логическом эмпиризме это понятие обретает преимущественно методологический смысл и означает полный поворот философского дискурса от психологии к языку, логике и методологии познания. Это течение прошло ряд периодов в своём развитии, оно называется также «неопозитивизмом», аналитической философией, логическим эмпиризмом и т.п.

Логический позитивизм определяется идеей о том, что единственным предметом философской науки является логический анализ структуры и языка конкретных наук, а правильным методом является гипотетико-дедуктивный, в котором относительно познаваемого явления выдвигается одна (или несколько)объясняющих гипотез, из которых дедуктивно выводятся следствия, описывающие исследуемое явление. Если эти следствия (суждения наблюдения) подтверждаются (верифицируются), то гипотеза верна.

В настоящее время гипотетико-дедуктивная методология в силу недостоверного характера её выводов используется редко и только как дополнительный анализ проблемы. Дело в том, что одни и те же явления могут быть логически выведены из разных гипотез и, таким образом, становится неясным, какую именно гипотезу подтверждают суждения наблюдения.

Большую роль в становлении и развитии логического позитивизма сыграл Бертран Рассел. Занимаясь (совместно с Х.Уайтхедом) обоснованием математики, он сформулировал парадокс теории множеств: в теории множеств различают «нормальное» множество, которое в свой объём не включает себя в качестве элемента, и «ненормальное», которое включает. Рассел задаёт вопрос: к какому типу множеств относится множество всех нормальных множеств? Оно, как нормальное входит в множество «нормальных», но при этом становится своим собственным элементом и, следовательно, становится ненормальным («парадокс Рассела»). Рассел считает, что парадоксы такого типа появляются в результате смешения языка, говорящего о признаках класса (множества) и метаязыка, говорящего о признаках класса (множества) и метаязыка, говорящего о признаках класса классов. Отсюда вывод о необходимости логического анализа языка науки с целью «прояснения» смысла понятий и суждений.

Язык логики различается на:

- язык логики высказываний (пропозициональная логика), в котором сложные высказывания, состоящие из нескольких простых, соединённых логическими союзами «и» (соединительный), «или» (разделительный), «если…,то» (следования), называются «пропозициональными» функциями. Истинность сложных высказываний (логические условия истинности) определяется истинностью союзов, соединяющих простые высказывания;

- язык логики предикатов учитывает внутреннюю структуру простого высказывания. Эта структура включает три элемента: субъект высказывания – часть предложения, обозначающая и выражающая предмет мысли; предикат высказывания – часть предложения, обозначающая и выражающая признак, характеризующий субъект; связка (знак «есть» - «не есть»), связывающая субъект и предмет высказывания.

Рассел отстаивал тезис о взаимно-однозначном соответствии языка и действительности. Язык описывает в простых суждениях (атомарных) свойства, отношения предметов, а в сложных высказываниях (молекулярных предложениях) описывает реальность. Это и есть философия «логического атомизма». Здесь мир понимается с точки зрения внешних отношений предметов, который раскрывается языком логики. Для того, чтобы утверждение могло выражать знание, оно должно быть:

      1. хорошо сформулированным. Речь идёт об осмысленности предложений: если это вопрос, оценка, метафора и т.п., то высказыванием оно не является и, следовательно, знания не выражает.

      2. Утверждение должно быть верифицируемым, то есть принципиально подтверждаемо с помощью наблюдения и гипотетико-дедуктивного метода.

Людвиг Витгенштейн в «Логико-философском трактате» также утверждает, что существует однозначное соответствие пропозиции и структуры мира, а мир может рассматриваться через призму совокупности суждений о нём. Никаких причинных связей нет, всё это «суеверие». Все выражения, которые не верифицируются или бессмысленны не могут быть предметом научного анализа. Главная задача философии заключается в прояснении смысла высказываний.

Л.Витгенштейн, Дж.Райл, Дж.Остин и др. представляют другое направление неопозитивизма – лингвистический анализ знания, где «атомарные» и «молекулярные» факты стали называть соответственно «чувственными впечатлениями» и «протокольными предложениями».

Мир теперь воспринимается в виде комбинации чувственных впечатлений, которые наука фиксирует через их описание. Истинность «протокольных высказываний» - задача научного исследования, смысл высказываний – задача философии.

Наука фиксирует высказывания, объединяет их в протоколы (протокольные предложения), которые составляют основание пирамидального здания науки. Вершина пирамиды содержит понятия, определения, постулаты. Развитие науки – это построение пирамид из протокольных высказываний и их обобщений. В принципе из многих пирамид можно построить одну как некий универсум в котором господствует и утверждается единая модель «роста знаний». Такой подход называется «кумулятивизмом». Всякое установленное протокольное предложение остаётся таковым навсегда, а всякое высказывание, обоснованное установленным протокольным, так же становится протокольным.

Важнейшей проблемой неопозитивизма является вопрос о демаркации (различении) научного знания от ненаучного. Таким критерием является верификация: «предложение научно, если верифицируемо», то есть:

Верификация одновременно является и критерием осмысленности. Всё, что ненаблюдаемо, чувственно невоспринимаемо, считается бессмысленным.