logo search
УП_социология_юф_эфм_эфэ_фтд

9.2.Основные школы эмпирической социологии

В рамках эмпирической социологии получил развитие целый ряд школ и специальных направлений. Рассмотрим некоторые из них.

Математическая школа - получила известность благодаря широкому использованию количественных методов изучения социальных факторов. Представители этой школы вводят в арсенал научных методов разнообразные количественные оценки и показатели, шкалирование, тестирование. Разрабатываются методы индексации, позднее внедряются математические теории игр, графов и т.д. Получают распространение методы математического моделирования.

В основе математических методов исследования социальных явлений лежит процедура квантификации - представление свойств, отношений социальных объектов, отдельных черт социальной действительности в количественных показателях.

В числе основателей математической школы - крупнейший американский ученый-социолог П. ЛАЗАРСФЕЛЬД (1901-1976). Он известен как руководитель масштабных социологических исследований, проведенных в 40-50-е гг. нашего столетия в частях американской армии, а также среди американских избирателей. Лазарсфельд разработал целый ряд специфических методов эмпирического исследования, принятых и широко используемых в мировой социологической науке. В частности, Лазарсфельд - автор так называемого «панельного метода» (от англ. panel - «панель», «список»), означающего повторное социологическое исследование одного и того же объекта по одной и той же программе и по одной и той же методике в целях изучения изменения социального объекта через определенный временной интервал.

Характер математического подхода к социальной жизни хорошо иллюстрируют рассуждения другого американского ученого С. Додда. Он поставил перед собой задачу сформулировать основные факторы всех социальных ситуаций, имея в виду под последними поведение людей в определенное время и в определенном пространстве. Формула, которую предложил Додд, выглядит так: S = (Т: Р: а:1). Она читается следующим образом: «Любая количественно записанная социальная ситуация (S) представляет собой комбинацию из времени (Т), пространства (а), населения (Р), характеристики (1)».

Демоскопия - направление, связанное с изучением общественного мнения. В США, Германии, Франции и других развитых государствах созданы и функционируют целые институты по исследованию динамики, тенденций, состояния общественного мнения. Эти институты укрепляются специалистами высокого класса, способными не только выяснять закономерности движения общественного сознания, отношения широких масс к тому или иному событию (лицу), но и искусно формировать общественное мнение, влиять на человеческую психику. Американский социолог Д. Рисмен прямо признает, что цель подобных исследований - «контроль за мыслями» масс. Демоскопическое направление является на Западе средством управления людьми.

Одной из специальных задач и соответственно одним из более узких (специальных) направлений демоскопического анализа является изучение феномена коллективного, или массового, поведения. Хорошо известной формой такого поведения служит, в частности, паника. Прогнозирование ситуации, вызывающей панику, ее масштабов, последствий, а также разработка способов и средств предупреждения - все это входит в содержание работы ученых, концентрирующихся, как правило, в особых, обычно закрытых и даже секретных центрах.

Другим, более специальным направлением, где широко используется демоскопический анализ, служит изучение и отслеживание закономерностей моды, приверженности к ней различных социальных групп. Важное социально-политическое и экономическое значение в современном обществе имеет прогнозирование «модных» тенденций, установление временных циклов, масштабов распространения и т.д. Несомненный интерес для социологии представляет и изучение статусного характера моды.

В современном обществе демоскопические исследования тесно связаны с массовой коммуникацией. Эта связь имеет многосторонний характер. Так, массовая коммуникация выступает, с одной стороны, в качестве технического, а с другой - содержательного средства сбора необходимого эмпирического материала (информации). Затем система массовой коммуникации в ряде случаев служит объектом демоскопического анализа. Наконец, система массовой коммуникации служит средством экспонирования результатов демоскопических исследований.

В связи с тем, что в сфере общественного сознания (психологии) средства массовой коммуникации в ряде случаев выполняют так называемую манипулятивную функцию (известный американский ученый и публицист У. ЛИППМАН образно назвал ее «масс-медиа»), необходимо иметь в виду чрезвычайно важное обстоятельство: даже объективно выполненные демоскопические исследования могут использоваться в целях идеологической обработки масс.

Понятие «стереотип» (социальный) введено в социологию У. Липпманом. Под социальными стереотипами обычно понимаются устойчивые, свойственные определенным социальным группам схемы, структуры, образцы поведения. В значительной мере эти «стереотипы» и формируются, и распространяются средствами массовой коммуникации. Делая предметом своего исследования названные социальные стереотипы, демоскопия вместе с тем изучает и роль в рассматриваемом процессе (формирования, распространения и т.д.) средств массовой коммуникации.

Социометрия (социальная микроскопия) - отрасль, возникшая в эмпирической социологии в связи с получившими широкое распространение исследованиями межличностных отношений в малых группах. Толчком для разработки и использования социо-метрических методов исследования послужили идеи и разработки американского социолога Я. Л. МОРЕНО (1892-1974) для изучения неформальной организации. Социометрия представляет собой совокупность способов и процедур: тестов, графических построений и схем, позволяющих зафиксировать и отразить определенным вербальным образом отношения, составляющие групповую «микроструктуру» (не поддающиеся непосредственному наблюдению внутригрупповые связи - симпатии и антипатии, субъективные предпочтения и т.д.) и групповую «макроструктуру» (отношения, связи, положение в группе, доступные непосредственному наблюдению - связь между работой и местожительством, групповой статус, например, «лидер», «изгой» и т.д.). При помощи определенной системы индексов социометрические измерения и расчеты (с описанием многих из них можно познакомиться по книге Я. Морено «Социометрия». М., 1958) дают возможность определить степень групповой сплоченности, соотношение в группе макро- и микроструктуры, объем и интенсивность взаимодействия членов группы, психологический климат и т.д. По Морено, социометрия в приведенном понимании (т.е. как система, набор специфических методов и методик для исследования структуры и динамики неформальных отношений в группе) известным образом противостоит социономии (науке об общественном устройстве), социодинамике (науке о малых группах), социатрии (науке и совокупности методов, помогающих разрешить социальные конфликты и улучшить межличностные отношения).

Морено является автором взятых на вооружение эмпирической социологией методов «психодрамы» и «социодрамы», которые используются в целях диагностики межличностных отношений и внутригрупповых конфликтов, психологического климата, а также групповой терапии. В совокупности эти методы, позволяющие снять напряженность в человеческих отношениях в рамках той или иной группы (семьи, производственного коллектива и т.д.), Морено определил как «терапевтический театр». Причем различие между психодрамой и социодрамой заключается в следующем. Для проигрывания психодрамы создается специальная экспериментальная группа. Между ее членами экспериментатор распределяет определенные роли. Их проигрывание позволяет лучше понять «микроструктуру» человеческих отношений в группе, которую моделирует искусственно созданная «труппа актеров». При этом задачей всего анализа выступают индивиды как субъекты внутригрупповых отношений. Социодраму разыгрывают члены самой изучаемой группы, однако каждый из них выступает в роли, заданной экспериментатором. Объектом анализа в этом случае является сама группа как целостный системный организм. Социодрама позволяет лучше понять реальную ситуацию, складывающуюся во внутри-групповых отношениях. Собственно же по методам исследования психодрама и социодрама мало чем различаются.

Эксперименты Морено и его многочисленных последователей послужили началом внедрения в практику конкретно-социологических исследований таких методов, как моделирование внутри- и межгрупповых отношений, социально-психологический тренинг, деловая игра и др. Важное место в социологических способах изучения групповых и межличностных отношений заняла социофамма, отражающая названные отношения в виде графов - графической системы связей между точками, условно обозначающими места субъектов в реальных взаимоотношениях. С социограммой в практике социометрических исследований широко распространяются матричные исследования, шкалирование, факторный анализ и т.д.