Функции социально-культурной деятельности
Функция- это назначение, деятельность, круг обязанностей. Функции СКД определяют специфику средств достижения цели социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретного исторического этапа развития общества, и носят объективный характер. ( 20-ые годы- просветительская, 70-ые- коммунистическое воспитание, моральный кодекс строителя коммунизма, современное время- поддержка активности масс, создание условий для самореализации личности).
Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы КДУ, их социально-преобразующего воздействия на личность .
Поскольку КДД носит многосторонний характер, соответствующий развитию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.
Назначение КДД состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь. В рамках КДУ создаются условия для снятия определенного психического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, развивается инициатива и самодеятельность ( клубы по интересам и любительские объединения).
Одной из главных социальных функций КДД является создание культурной пространственно-временной развивающей среды ( культурного пространства).
Функции СКД предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения.
Основная функция СКД- развивающая. Рассматривается в едином русле с деятельностью других социально-культурных институтов и является связующим звеном остальных функций
Информационно-просветительная функция. Направлена на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получения необходимой информации. ( беседы, дискуссии, познавательные программы, кружки обучающего характера и т.д.)
Особенности этой функции в сфере досуга:
Не связана с определенным регламентом, как в школе, а основана на добровольности, инициативе самих людей
Обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий
Опирается на более широкий арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений.
Продолжает, дополняет и углубляет те знания и ту информацию, которую люди получают из других источников.
( узнал в школе о редких породах собак , записался в кружок «Юный друг животных, пошел в библиотеку за книгами, посмотрел фильм «Белый Бим, черное ухо», стал выжигать этих животных на фанерках и т.д.
посмотрел передачу об Алле Пугачевой- поехал на концерт, собрал информацию из газет, журналов, книг, пришел на встречу в музыкальной гостиной, посмотрел фильм, создал клуб поклонников певицы «Алла» и т.д.)
Культуро-творческая функция. Направлена на реализацию разносторонних творческих способностей людей разного возраста: ребенка, подростка, молодежи, взрослого и зрелого возраста.
Виды культуро-творческой деятельности:
Социальное творчество. Основано на демократических добровольных началах и связано с инициативой самих людей ( участие в общественном самоуправлении в сфере культуры, выполнение эпизодических общественных поручений на общественных началах)
Художественное творчество: профессиональное и самодеятельное
Самодеятельное творчество характеризуется многообразием жанров: хоровое, вокальное, танцевальное, театральное, цирковое.
Научно- техническое творчество. Представлено развитием таких учреждений как станции юных техников, юных натуралистов, школы туризма, общество изобретателей и рационализаторов, центры технического творчества, кружки технического творчества ( судомодельный, авиамодельных, кино-фото-видео, картинг, авто-мотолюбителей и т.д.)
Прикладное творчество. Фольклор, сохранение и развитие художественных промыслов и ремесел ( Хохломская и Городецкая роспись , Гжель, Палех, Федосеевская игрушка, Городецкая вышивка и т.д.)
Организация кружков декоративно-прикладного творчества, создание фольклорных коллективов
Рекреативно-оздоровительная функция. Восстановление психофизических сил, организация программ игрового, оздоровительного, развлекательного характера. ( конкурсные и игровые программы, шоу-программы, массовые театрализованные представления, праздники, вечера отдыха и посиделки и т.д.)
Эта функция ориентирована на различный досуг: активный и пассивный , организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный.
Организаторы стремятся создать условия для активного организованного отдыха, основанного на добровольном, но управляемом общении.
Воспитательная функция. Формирование личных качеств человека, его характера, его отношения к обществу.
Коммуникативная функция- функция, формирующая потребность в общении ( клубы по интересам, различные гостиные и т.д.)
Все функции взаимосвязаны и в сущности образуют само понятие социально-культурной деятельности.
- Социально-культурная деятельность. Краткая характеристика курса.
- Культура. Основное понятие.
- Сущность социально-культурной деятельности.
- Важнейшие сферы культурной деятельности
- Функции социально-культурной деятельности
- Принципы социально-культурной деятельности
- Неразрывная связь с жизнью, практическими задачами нашего общества.
- Дифференцированный подход к различным группам населения
- Развитие инициативы и самодеятельности масс.
- Инфрастуктура культуры
- Библиотеки
- Парки культуры и отдыха.
- Учреждения искусств и творческие союзы.
- Учреждения для детей
- Учреждения физической культуры и спорта
- Аудитория учреждений культуры (а.)
- Виды аудитории
- Методы изучения аудитории .
- Общие правила составления анкеты:
- Композиционное строение анкеты
- Демографическая часть ( сведения о респонденте или паспортичка)
- Анализ анкеты по теме «Клуб и досуг»
- 1. Имеете ли Вы отношение к культурной жизни города (посёлка), если да, то какое?
- 6. В вашем дк Вам интересно: