logo search
УП_социология_юф_эфм_эфэ_фтд

6.2. Понятие социального идеала

В самом общем виде ценность можно обозначить как особое отношение между субъектом и объектом. Объектом может быть материальная вещь, состояние вещей, свойство, явление, процесс. Человек есть субъект создания и познания ценностей. Чувства и вкусы людей возникают в процессе создания и освоения ценностей, однако сами ценности обладают объективно-субъективной природой. Субъект, осваивающий ценности, не является изолированным индивидом, но участником и творцом культуры. Эмоциональный и интеллектуальный опыт освоения и создания ценностей передается из поколения в поколение при помощи всех механизмов социальной трансляции. В определенных социокультурных ситуациях складываются тенденции, ведущие к единообразию или многообразию ценностей, что позволяет приписать им социальное и объективное содержание.

К абсолютным политическим ценностям относятся:

Власть - главное средство политических действий, направленных на достижение политических ценностей. К числу средств завоевания, удержания и использования власти относятся:

Блок абсолютных политических ценностей образует социальный идеал, в котором власть может пользоваться только авторитетом, но не манипуляцией или принуждением. В таком обществе существует социальный порядок, благоприятствующий благосостоянию, автономии, достоинству и свободе граждан. Этот идеал на протяжении существования человеческой цивилизации остается недостижимым. Однако, социальный идеал формирует вечные политические ценности в качестве главного критерия политических и моральных оценок, политической аргументации и оснований конкретных политических решений в сфере внутренней и внешней политики. Вся политическая история человечества при таком подходе распадается на вечные и конъюнктурные, необходимые и случайные политические действия

Апологетика выражается в различных образцах социального порядка и идеала человека, в способе существования научных знаний, в научной фантастике, политических утопиях и антиутопиях. Нередко катастрофическое видение будущего человечества обусловлено простым отрицанием абсолютных политических ценностей. В этом случае возникает идеал общества, целиком подчиненного контролю государства, которое программирует чувства, поведение и сознание индивидов.