2. Возникновение социологии как науки
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Гениальность О. Конта проявилась в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII – начала XIX столетия. А выйти на такое обобщение ему помогли не посредственные его предшественники и учителя, которые подготовили большой материал по осмыслению новых явлений в жизни общества. Социология имела богатую, разнообразную предысторию Уже в XVII ст впервые в теориях «социальной физики» возникшая идея о том, что общество - это система Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и выходили с природнонаучных представлений о нем В XVIII ст - ньютоновськой физики, столетии Образования – ученые сравнивали общество с машиной, в которой каждый «болтик» должен выполнять свою функцию В XIX ст параллельно с развитием общих социально-философских теорий проводились конкретные социологические исследования, вызванные практическими нуждами управления. Социологи» возникла на основе идей Просвещения и как реакция на Французскую революцию. Термин «социология» ввел французский философ - позитивист Конт. Статус самостоятельной науки приобрела в 90е годы 19 ст. когда Дюркгейм определил предмет ее исследования. В XIX в. со словом «социология» связывали совершенно определенное интеллектуальное обоснование, которое, однако. Не являлось единственным способом постановки вопроса о социальном порядке и его развитии Сам вопрос «Как возможен социальный порядок?» представляет собой не начало, а итог развития размышлений о социальном Первым ученым, который дал узкое толкование социологи и, был Емиль Дюркгейм(1858 - 1917). С его именем связанный переход социологии, тождественной обществоведению, к социологии, которая имеет свой собственный научный статус и стоит в одном ряду с другими общественными дисциплинами (философией, историей, политэкономией и т.д.). Социология – это определенным ответ на вопрос о социальном порядке, который направил в одно русло последующий анализ, но не был единственно возможным. В настоящее время объем того, что охватывает социология, значительно вырос и включает многие до сих пор альтернативные подходы, которые обозначаются как направления или парадигмы Становление социологии как самостоятельной науки происходило на фоне длительного развития, последствия которого оказывают влияние и сегодня. Это развитие было обусловлено четырьмя предпосылками:
1) идеей естественного общественного порядка, который обладает собственной рациональностью и поэтому не может быть подчинен государству как политически-институциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него,
2) развитием рыночной экономики, носителем которой является не государство, а гражданское общество.
3) идеей историзма как основой интереса к смыслу и направленности исторического процесса;
4) разработкой современной концепции
науки и научного прогресса.
3. Объект и предмет исследований социологии.
Термины «объект» «предмет» имеют разное содержание. Много разных социологов по разному давали определения этим определениям. Необходимо конкретизировать определение объекта социологического познания. Принято считать, что им есть вся совокупность свойств, связей, отношений, которые называются социальными. Также предмет исследования определяется как главные, наиболее важные свойства и признака объекта. Э. Дюркгейм считан, что социология может превратиться в самостоятельную науку, если будет определен предмет и метод ее исследования. Предметом, по Э. Дюркгейму, являются социальные факты, которые представляют собой элементы социальной реальности Чтобы стать наукой, согласно Э Дюркгеймом, социология должна изучать те аспекты социальной жизни, которые определяют наши действия, как индивидов (например, состояние экономики, влияние религии). Ученый считал, что мы должны изучать социальную жизнь так же объективно, социальное, за Э. Дюркгеймом. Означает коллективное. Ведь предметам социологи есть коллективное во всех его проявлениях. В марксизме предметом социологического исследования есть научное изучение общества как социальной системы и составных ее элементов (личностей, социальных групп, социальных институтов). Несмотря на притворную ясность вопроса ученые мира еще и сейчас не пришли к единой мысли, что же именно следует считать ключевым понятием при определении предмету социологии: групповое взаимодействие, социальные отношения, соц. ориентацию, систему соц. действий, социальную группу или что-то др. Сойдемся на том, что предмет социологии - изучение соц. агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и их организаций, а также причин и последствий изменений институтов и социальных организаций.
- II.Аналитические вопросы
- 1.Сущность социологии как науки
- 2. Возникновение социологии как науки
- 4. Задачи современной социологии.
- 5. Роль и место социологии в системе гуманитарных и общественных наук.
- 6. Значение изучения социологии в вузе.
- 7. Основные направления исследований в современной социологии.
- 8. Общая характеристика отраслей социологии.
- 9. Основные уровни исследований в зарубежной социологии.
- 10. Философы древности о строении общества.
- 11. Вклад о. Конта в развитие социологии.
- 12. Вклад Спенсера в развитие социологии
- 13. Вклад Мальтуса в развитие соц-гии
- 14. Вклад Дюркгейма в развитие соц-гии
- 15. Вклад Вебера в развитие соц-гии
- 16. Современная трактовка теории функционализма
- 17. Современная трактовка теории конфликтов
- 18. Сущность теории Тофлеров
- 19. Общ характеристика социологических теорий общения
- 20. Сущность теории обмена Хоманса
- 21. Сущность теории справедливости Хьюсмана
- 3 Аксиомы справедливости:
- 3 Пути восстановления справедливости:
- 22. Сущность теории социальной драматургии Гоффмана
- 23.Суть символического интеракционизма д. Мида
- 24. Значение и виды социологических исследований
- 25. Сущность анализа документов.
- 26.Сущность наблюдения.
- 27.Сущность анкетирования.
- 28. Сущность интервьюирования
- 29. Сущность социометрического опроса.
- 30.Сущность социального эксперимента.
- 31. Классификация вопросов, используемых при анкетировании и интервьюировании.
- 32. Общество, как социальная система
- 33. Структура социологических знаний.
- 34. Сущность социальных институтов
- 35. Сущность и виды социальных связей
- 36. Теории социальной стратификации
- 37. Сущность и виды социальных групп
- 38.Программа соц. Исследования
- 1. Методологический (Теоретический).
- 39. Признаки коллектива, принципы его формирования
- 40. Сущность понятия «социальная роль»
- 41. Сущность понятия «соц. Статус»
- 42. Связь соц. Ролей и соц. Статусов
- 43. Социализация личности
- 44. Сущность теории социального действия м.Вебера
- 45. Сущность понятия «социальные факты»
- 46.Сущность Концепции идеальных типов
- 47.Сущность понятия Экономическая рациональность
- 48. Сущность экономической социологии
- 49. Сущность социологии труда и управления
- 50. Сущность социологии культуры
- 51. Сущность соц-гии политики
- 52. Сущность соц-гии религии
- 53. Конформизм
- 54. Сущность соц-гии конфликта
- Аналитические вопросы
- 1.Сравнить понятия «человек» и «личность»
- 2. Опрос и наблюдение
- 3. Анализ документов и социальный эксперимент.
- 4. Наблюдение и социальный эксперимент.
- 5.Социометрический опрос и соц. Эксперимент
- 6. Анализ документов и опрос
- 7. Анализ документов и наблюдение
- 9. Сравнить содержательные и функциональные вопросы.
- 10. Сравните количественные и качественные исследования.
- 11. Общество и общность.
- 13. Социальная роль и соц. Статус
- 14. Сравните теории функционализма и конфликтов.
- 15. Теории обмена и соц. Драматургии
- 16. Символический интеракционизм и теория обмена
- 17. Теории справедливости и соц. Драматургии
- 18. Сравните теории символический интеракционизм и соц. Драматургии.
- 19. Целерациональное действие и ценностно-рациональное действие.
- 20. Сравните понятия «аффективное действие» и «традиционное действие».
- 21. Сравните понятия «коллектив» и «группа».
- 22. Сравните понятия «открытая» и «закрытая» система стратификации.
- 23. Сравните понятия открытые и закрытые вопросы
- 24. Сравните содержательные и функциональные вопросы
- 25. Сравните понятия функционально-психологические и кoнтактные вопросы
- 26. Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры
- 27. Сравните понятия мобильность и маргинальность общества
- 28. Сравните понятия высший, средний и низший класс общества
- 29 Сравните понятия ценностные ориентации и социальные установки.
- 30. Сравните понятия аграрная волна и индустриальная волна развития цивилизации
- 31. Сравните понятия индустриальная волна и информационная волна развития цивилизации
- 32. Сравните понятия ролевые ожидания и соц. Нормы
- 33. Сравните понятия конвенциальные и межличностные роли
- 34. Сравните теологическую, метафизическую и научную стадии развития человечества
- 35. Сравните понятия соц статика и соц динамика
- 36. Сравните понятия «общество индустриального типа» и «общество военного типа»
- 37. Сравните понятия механическая и органическая солидарность
- 38. Сравните понятия морфологические и духовные факты.
- 39. Сравните понятия культура и цивилизация
- 40. Сравните понятия политика и власть
- 41. Сравните понятия рынок труда и мотивация труда
- 42. Сравните понятия руководство и лидерство
- 43. Сравните понятия культура и организационная культура
- 44. Сравните понятия религия и атеизм
- 45. Сравните понятие вера и суеверие
- 46. Сравните понятие религиозность и псевдо-религиозность
- 48. Сравните понятия коллективизм и конформизм
- 49. Сравните понятия конформизм и нонконформизм
- 50. Сравните понятия класс и страта
- 51. Сравните понятия внутриличностный и межлич-ностный конфликт
- 52. Сравните понятия компромисс и конфронтация
- 53. Сравните понятия культура и национальная культура
- 54. Сравните понятия культура и молодежная культура