3. Анализ документов и социальный эксперимент.
Анализ документов. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов (под которыми в социологии понимают специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации) нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях. письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой и использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Различают два способа анаииза документальных материалов. Первый - это традиционный классический качественный анализ, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, которая содержится в документальных материалах, и выявление их сути. Качественный анализ припускает выявление авторства документу и времени его создание, целей, обстоятельств, которые вызвали появление документа. Второй количественный формализованный метод. Приемом количественного анализа выступает контент-анализ - перевод текстовой информации в количественные показатели. Социальный эксперимент - метод сбора информации о характере и специфике изменений показателей деятельности и обращение работников под влиянием заданных и управляемых факторов. Он проводится с целью проверки действенности внедряемых форм жизнедеятельности коллектива апробирование новых способов управления развитием социальных процессов. Подготовка и проведение любого эксперимента – дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда. когда речь идет о внедрении новых форм социальной организации, о коренных изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, групповые и общественные интересы. В ряде случаев эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избегать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью предлагать практике новые формы и методы управления. Социальный эксперимент необходимо проводить очень осторожно, так как можно прийти к извечное ошибочных выводов. Отрицательным в использовании социального эксперимента является то, что специально создаваемые условия могут нарушить естественность протекания исследуемого социального явления.
- II.Аналитические вопросы
- 1.Сущность социологии как науки
- 2. Возникновение социологии как науки
- 4. Задачи современной социологии.
- 5. Роль и место социологии в системе гуманитарных и общественных наук.
- 6. Значение изучения социологии в вузе.
- 7. Основные направления исследований в современной социологии.
- 8. Общая характеристика отраслей социологии.
- 9. Основные уровни исследований в зарубежной социологии.
- 10. Философы древности о строении общества.
- 11. Вклад о. Конта в развитие социологии.
- 12. Вклад Спенсера в развитие социологии
- 13. Вклад Мальтуса в развитие соц-гии
- 14. Вклад Дюркгейма в развитие соц-гии
- 15. Вклад Вебера в развитие соц-гии
- 16. Современная трактовка теории функционализма
- 17. Современная трактовка теории конфликтов
- 18. Сущность теории Тофлеров
- 19. Общ характеристика социологических теорий общения
- 20. Сущность теории обмена Хоманса
- 21. Сущность теории справедливости Хьюсмана
- 3 Аксиомы справедливости:
- 3 Пути восстановления справедливости:
- 22. Сущность теории социальной драматургии Гоффмана
- 23.Суть символического интеракционизма д. Мида
- 24. Значение и виды социологических исследований
- 25. Сущность анализа документов.
- 26.Сущность наблюдения.
- 27.Сущность анкетирования.
- 28. Сущность интервьюирования
- 29. Сущность социометрического опроса.
- 30.Сущность социального эксперимента.
- 31. Классификация вопросов, используемых при анкетировании и интервьюировании.
- 32. Общество, как социальная система
- 33. Структура социологических знаний.
- 34. Сущность социальных институтов
- 35. Сущность и виды социальных связей
- 36. Теории социальной стратификации
- 37. Сущность и виды социальных групп
- 38.Программа соц. Исследования
- 1. Методологический (Теоретический).
- 39. Признаки коллектива, принципы его формирования
- 40. Сущность понятия «социальная роль»
- 41. Сущность понятия «соц. Статус»
- 42. Связь соц. Ролей и соц. Статусов
- 43. Социализация личности
- 44. Сущность теории социального действия м.Вебера
- 45. Сущность понятия «социальные факты»
- 46.Сущность Концепции идеальных типов
- 47.Сущность понятия Экономическая рациональность
- 48. Сущность экономической социологии
- 49. Сущность социологии труда и управления
- 50. Сущность социологии культуры
- 51. Сущность соц-гии политики
- 52. Сущность соц-гии религии
- 53. Конформизм
- 54. Сущность соц-гии конфликта
- Аналитические вопросы
- 1.Сравнить понятия «человек» и «личность»
- 2. Опрос и наблюдение
- 3. Анализ документов и социальный эксперимент.
- 4. Наблюдение и социальный эксперимент.
- 5.Социометрический опрос и соц. Эксперимент
- 6. Анализ документов и опрос
- 7. Анализ документов и наблюдение
- 9. Сравнить содержательные и функциональные вопросы.
- 10. Сравните количественные и качественные исследования.
- 11. Общество и общность.
- 13. Социальная роль и соц. Статус
- 14. Сравните теории функционализма и конфликтов.
- 15. Теории обмена и соц. Драматургии
- 16. Символический интеракционизм и теория обмена
- 17. Теории справедливости и соц. Драматургии
- 18. Сравните теории символический интеракционизм и соц. Драматургии.
- 19. Целерациональное действие и ценностно-рациональное действие.
- 20. Сравните понятия «аффективное действие» и «традиционное действие».
- 21. Сравните понятия «коллектив» и «группа».
- 22. Сравните понятия «открытая» и «закрытая» система стратификации.
- 23. Сравните понятия открытые и закрытые вопросы
- 24. Сравните содержательные и функциональные вопросы
- 25. Сравните понятия функционально-психологические и кoнтактные вопросы
- 26. Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры
- 27. Сравните понятия мобильность и маргинальность общества
- 28. Сравните понятия высший, средний и низший класс общества
- 29 Сравните понятия ценностные ориентации и социальные установки.
- 30. Сравните понятия аграрная волна и индустриальная волна развития цивилизации
- 31. Сравните понятия индустриальная волна и информационная волна развития цивилизации
- 32. Сравните понятия ролевые ожидания и соц. Нормы
- 33. Сравните понятия конвенциальные и межличностные роли
- 34. Сравните теологическую, метафизическую и научную стадии развития человечества
- 35. Сравните понятия соц статика и соц динамика
- 36. Сравните понятия «общество индустриального типа» и «общество военного типа»
- 37. Сравните понятия механическая и органическая солидарность
- 38. Сравните понятия морфологические и духовные факты.
- 39. Сравните понятия культура и цивилизация
- 40. Сравните понятия политика и власть
- 41. Сравните понятия рынок труда и мотивация труда
- 42. Сравните понятия руководство и лидерство
- 43. Сравните понятия культура и организационная культура
- 44. Сравните понятия религия и атеизм
- 45. Сравните понятие вера и суеверие
- 46. Сравните понятие религиозность и псевдо-религиозность
- 48. Сравните понятия коллективизм и конформизм
- 49. Сравните понятия конформизм и нонконформизм
- 50. Сравните понятия класс и страта
- 51. Сравните понятия внутриличностный и межлич-ностный конфликт
- 52. Сравните понятия компромисс и конфронтация
- 53. Сравните понятия культура и национальная культура
- 54. Сравните понятия культура и молодежная культура