logo
Копия Социология

24. Значение и виды социологических исследований

Социологические исследования – это анализ социальной действительности на основе систематизации факторов об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях, то есть социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур.

В зависимости от цели социологические исследования могут быть конкретные (эмпирические) и теоретические. Так, заводские социологи проводят эмпирические социологические исследования, решая конкретные практические задачи по регулированию социальных процессов в трудовых коллективах. Научные учреждения, проводя свои исследования на определенном материале, выявляют некие общие социальные закономерности, которые подтверждаются и на других объектах. Исследования могут иметь и двоякие цели, когда одновременно решаются теоретические и практические задачи.

В зависимости от того, изучаются социальные явления и процессы в статике или динамике, различают разовые и повторные социологические исследования. Разовые исследования позволяют получить информацию о состоянии явления на момент его изучения. Социолог получает как бы «срез» состояния явления. Повторные исследования, проводимые по единой программе через определённые промежутки времени, выявляют динамику и тенденции развития изучаемого явления,

Повторные социологические исследования подразделяются в свою очередь на 2 разновидности: когортные и панельные. Эти исследования проводятся через определённые промежутки времени на протяжении длительного периода. Когортные исследования позволяют, например, проследить, как у работников – лиц одного поколения – с течением времени меняются условия и образ жизни, потребности, ценностные ориентации и установки.

Панельные исследования проводятся на той же самой выборке, хотя конкретные лица, попадающие в эту выборку, как пра­вило, иные, нежели в первом исследовании. Такое исследование проводится на тех же предприятиях, в тех же бригадах, которые были объектом исследования в первый раз.