34. Сущность социальных институтов
Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы – социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.
Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе.
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности – свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это определенная система целесообразно ориентированных стандартов определенных лиц в конкретных ситуациях, Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения – это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (судья, прокурор, адвокат, следователь и т.д.).
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья – также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами, существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
- II.Аналитические вопросы
- 1.Сущность социологии как науки
- 2. Возникновение социологии как науки
- 4. Задачи современной социологии.
- 5. Роль и место социологии в системе гуманитарных и общественных наук.
- 6. Значение изучения социологии в вузе.
- 7. Основные направления исследований в современной социологии.
- 8. Общая характеристика отраслей социологии.
- 9. Основные уровни исследований в зарубежной социологии.
- 10. Философы древности о строении общества.
- 11. Вклад о. Конта в развитие социологии.
- 12. Вклад Спенсера в развитие социологии
- 13. Вклад Мальтуса в развитие соц-гии
- 14. Вклад Дюркгейма в развитие соц-гии
- 15. Вклад Вебера в развитие соц-гии
- 16. Современная трактовка теории функционализма
- 17. Современная трактовка теории конфликтов
- 18. Сущность теории Тофлеров
- 19. Общ характеристика социологических теорий общения
- 20. Сущность теории обмена Хоманса
- 21. Сущность теории справедливости Хьюсмана
- 3 Аксиомы справедливости:
- 3 Пути восстановления справедливости:
- 22. Сущность теории социальной драматургии Гоффмана
- 23.Суть символического интеракционизма д. Мида
- 24. Значение и виды социологических исследований
- 25. Сущность анализа документов.
- 26.Сущность наблюдения.
- 27.Сущность анкетирования.
- 28. Сущность интервьюирования
- 29. Сущность социометрического опроса.
- 30.Сущность социального эксперимента.
- 31. Классификация вопросов, используемых при анкетировании и интервьюировании.
- 32. Общество, как социальная система
- 33. Структура социологических знаний.
- 34. Сущность социальных институтов
- 35. Сущность и виды социальных связей
- 36. Теории социальной стратификации
- 37. Сущность и виды социальных групп
- 38.Программа соц. Исследования
- 1. Методологический (Теоретический).
- 39. Признаки коллектива, принципы его формирования
- 40. Сущность понятия «социальная роль»
- 41. Сущность понятия «соц. Статус»
- 42. Связь соц. Ролей и соц. Статусов
- 43. Социализация личности
- 44. Сущность теории социального действия м.Вебера
- 45. Сущность понятия «социальные факты»
- 46.Сущность Концепции идеальных типов
- 47.Сущность понятия Экономическая рациональность
- 48. Сущность экономической социологии
- 49. Сущность социологии труда и управления
- 50. Сущность социологии культуры
- 51. Сущность соц-гии политики
- 52. Сущность соц-гии религии
- 53. Конформизм
- 54. Сущность соц-гии конфликта
- Аналитические вопросы
- 1.Сравнить понятия «человек» и «личность»
- 2. Опрос и наблюдение
- 3. Анализ документов и социальный эксперимент.
- 4. Наблюдение и социальный эксперимент.
- 5.Социометрический опрос и соц. Эксперимент
- 6. Анализ документов и опрос
- 7. Анализ документов и наблюдение
- 9. Сравнить содержательные и функциональные вопросы.
- 10. Сравните количественные и качественные исследования.
- 11. Общество и общность.
- 13. Социальная роль и соц. Статус
- 14. Сравните теории функционализма и конфликтов.
- 15. Теории обмена и соц. Драматургии
- 16. Символический интеракционизм и теория обмена
- 17. Теории справедливости и соц. Драматургии
- 18. Сравните теории символический интеракционизм и соц. Драматургии.
- 19. Целерациональное действие и ценностно-рациональное действие.
- 20. Сравните понятия «аффективное действие» и «традиционное действие».
- 21. Сравните понятия «коллектив» и «группа».
- 22. Сравните понятия «открытая» и «закрытая» система стратификации.
- 23. Сравните понятия открытые и закрытые вопросы
- 24. Сравните содержательные и функциональные вопросы
- 25. Сравните понятия функционально-психологические и кoнтактные вопросы
- 26. Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры
- 27. Сравните понятия мобильность и маргинальность общества
- 28. Сравните понятия высший, средний и низший класс общества
- 29 Сравните понятия ценностные ориентации и социальные установки.
- 30. Сравните понятия аграрная волна и индустриальная волна развития цивилизации
- 31. Сравните понятия индустриальная волна и информационная волна развития цивилизации
- 32. Сравните понятия ролевые ожидания и соц. Нормы
- 33. Сравните понятия конвенциальные и межличностные роли
- 34. Сравните теологическую, метафизическую и научную стадии развития человечества
- 35. Сравните понятия соц статика и соц динамика
- 36. Сравните понятия «общество индустриального типа» и «общество военного типа»
- 37. Сравните понятия механическая и органическая солидарность
- 38. Сравните понятия морфологические и духовные факты.
- 39. Сравните понятия культура и цивилизация
- 40. Сравните понятия политика и власть
- 41. Сравните понятия рынок труда и мотивация труда
- 42. Сравните понятия руководство и лидерство
- 43. Сравните понятия культура и организационная культура
- 44. Сравните понятия религия и атеизм
- 45. Сравните понятие вера и суеверие
- 46. Сравните понятие религиозность и псевдо-религиозность
- 48. Сравните понятия коллективизм и конформизм
- 49. Сравните понятия конформизм и нонконформизм
- 50. Сравните понятия класс и страта
- 51. Сравните понятия внутриличностный и межлич-ностный конфликт
- 52. Сравните понятия компромисс и конфронтация
- 53. Сравните понятия культура и национальная культура
- 54. Сравните понятия культура и молодежная культура