27.Сущность анкетирования.
Одним из наиболее распространенных в социологических исследованиях является метод опроса, осуществляемый путем диалога между исследователем и респондентом в виде формализованных вопросов и ответов. Как объект, для изучения которого применяется опрос, может выступать социальное сообщество, группа, коллектив, индивид. Различают три разновидности опрашивания: 1) анкетирование, 2) интервью, 3) социометрический опрос. Анкетирование – один из основных видов опроса, важной особенностью которого являются использования анкеты. Анкета (от франц. расследование) - упорядоченный по смыслу и формой набор вопросов, воплощенный в виде опросного письма, вопросника. Анкета состоит из трех частей: вступительной, основной и паспортички. Во вступительной части анкеты содержится обращение к респонденту, в котором указывается: кто, с какой целью проводит опрос, где и каким образом будет использовано его результаты, дается короткая инструкция, как заполнять анкету, гарантируется анонимность ответов, указывается, кому необходимо возвратить заполненную анкету.
В основной части анкеты содержатся вопрос, высказывание, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы. Паспортичка анкеты включает вопрос, ответа на которые характеризуют социальное положение респондента. При почтовом анкетировании анкета распространяется среди потенциальных респондентов с помощью почтовой службы. Общая продолжительность почтового опрашивания – 4-6 недель. При опрашивании в печати анкета публикуется на страницах газет, журналов. Респонденты такого представляют собой совокупность лиц, которые добровольно откликнулись на призыв исследователей изложить свою мысль по поводу некоторой проблемы. Преимущество такого опрашивания: возможность оперативного зондирования общественной мысли определенной части населения по конкретной проблеме, при этом экономичность исследования относительно небольшая; добровольность участия ведет к искренности заполнения анкеты. Недостатки данного опрашивания – невысокий уровень возвращения (5%); ограниченность размера анкеты, высказывание в ответах вместо индивидуальной мысли точки зрения ближайшего окружения. Специфика телефонного опрашивания заключается в непосредственном характере взаимодействия интервьюера и респондента. Однако это опрос нераспространенное через присущий ему недостатки. Основным из них является недостаточный уровень телефонизации населения. Преимущество телефонного опрашивания – оперативность, экономичность сокращение материальных и временных расходов на проведение опрашивания. Это метод получения социологической информации путем опрашивания экспертов высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. В процессе опрашивания эксперт выступает полноправным его участником, осведомленным с целью и задачами исследования.
- II.Аналитические вопросы
- 1.Сущность социологии как науки
- 2. Возникновение социологии как науки
- 4. Задачи современной социологии.
- 5. Роль и место социологии в системе гуманитарных и общественных наук.
- 6. Значение изучения социологии в вузе.
- 7. Основные направления исследований в современной социологии.
- 8. Общая характеристика отраслей социологии.
- 9. Основные уровни исследований в зарубежной социологии.
- 10. Философы древности о строении общества.
- 11. Вклад о. Конта в развитие социологии.
- 12. Вклад Спенсера в развитие социологии
- 13. Вклад Мальтуса в развитие соц-гии
- 14. Вклад Дюркгейма в развитие соц-гии
- 15. Вклад Вебера в развитие соц-гии
- 16. Современная трактовка теории функционализма
- 17. Современная трактовка теории конфликтов
- 18. Сущность теории Тофлеров
- 19. Общ характеристика социологических теорий общения
- 20. Сущность теории обмена Хоманса
- 21. Сущность теории справедливости Хьюсмана
- 3 Аксиомы справедливости:
- 3 Пути восстановления справедливости:
- 22. Сущность теории социальной драматургии Гоффмана
- 23.Суть символического интеракционизма д. Мида
- 24. Значение и виды социологических исследований
- 25. Сущность анализа документов.
- 26.Сущность наблюдения.
- 27.Сущность анкетирования.
- 28. Сущность интервьюирования
- 29. Сущность социометрического опроса.
- 30.Сущность социального эксперимента.
- 31. Классификация вопросов, используемых при анкетировании и интервьюировании.
- 32. Общество, как социальная система
- 33. Структура социологических знаний.
- 34. Сущность социальных институтов
- 35. Сущность и виды социальных связей
- 36. Теории социальной стратификации
- 37. Сущность и виды социальных групп
- 38.Программа соц. Исследования
- 1. Методологический (Теоретический).
- 39. Признаки коллектива, принципы его формирования
- 40. Сущность понятия «социальная роль»
- 41. Сущность понятия «соц. Статус»
- 42. Связь соц. Ролей и соц. Статусов
- 43. Социализация личности
- 44. Сущность теории социального действия м.Вебера
- 45. Сущность понятия «социальные факты»
- 46.Сущность Концепции идеальных типов
- 47.Сущность понятия Экономическая рациональность
- 48. Сущность экономической социологии
- 49. Сущность социологии труда и управления
- 50. Сущность социологии культуры
- 51. Сущность соц-гии политики
- 52. Сущность соц-гии религии
- 53. Конформизм
- 54. Сущность соц-гии конфликта
- Аналитические вопросы
- 1.Сравнить понятия «человек» и «личность»
- 2. Опрос и наблюдение
- 3. Анализ документов и социальный эксперимент.
- 4. Наблюдение и социальный эксперимент.
- 5.Социометрический опрос и соц. Эксперимент
- 6. Анализ документов и опрос
- 7. Анализ документов и наблюдение
- 9. Сравнить содержательные и функциональные вопросы.
- 10. Сравните количественные и качественные исследования.
- 11. Общество и общность.
- 13. Социальная роль и соц. Статус
- 14. Сравните теории функционализма и конфликтов.
- 15. Теории обмена и соц. Драматургии
- 16. Символический интеракционизм и теория обмена
- 17. Теории справедливости и соц. Драматургии
- 18. Сравните теории символический интеракционизм и соц. Драматургии.
- 19. Целерациональное действие и ценностно-рациональное действие.
- 20. Сравните понятия «аффективное действие» и «традиционное действие».
- 21. Сравните понятия «коллектив» и «группа».
- 22. Сравните понятия «открытая» и «закрытая» система стратификации.
- 23. Сравните понятия открытые и закрытые вопросы
- 24. Сравните содержательные и функциональные вопросы
- 25. Сравните понятия функционально-психологические и кoнтактные вопросы
- 26. Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры
- 27. Сравните понятия мобильность и маргинальность общества
- 28. Сравните понятия высший, средний и низший класс общества
- 29 Сравните понятия ценностные ориентации и социальные установки.
- 30. Сравните понятия аграрная волна и индустриальная волна развития цивилизации
- 31. Сравните понятия индустриальная волна и информационная волна развития цивилизации
- 32. Сравните понятия ролевые ожидания и соц. Нормы
- 33. Сравните понятия конвенциальные и межличностные роли
- 34. Сравните теологическую, метафизическую и научную стадии развития человечества
- 35. Сравните понятия соц статика и соц динамика
- 36. Сравните понятия «общество индустриального типа» и «общество военного типа»
- 37. Сравните понятия механическая и органическая солидарность
- 38. Сравните понятия морфологические и духовные факты.
- 39. Сравните понятия культура и цивилизация
- 40. Сравните понятия политика и власть
- 41. Сравните понятия рынок труда и мотивация труда
- 42. Сравните понятия руководство и лидерство
- 43. Сравните понятия культура и организационная культура
- 44. Сравните понятия религия и атеизм
- 45. Сравните понятие вера и суеверие
- 46. Сравните понятие религиозность и псевдо-религиозность
- 48. Сравните понятия коллективизм и конформизм
- 49. Сравните понятия конформизм и нонконформизм
- 50. Сравните понятия класс и страта
- 51. Сравните понятия внутриличностный и межлич-ностный конфликт
- 52. Сравните понятия компромисс и конфронтация
- 53. Сравните понятия культура и национальная культура
- 54. Сравните понятия культура и молодежная культура