logo
Копия Социология

52. Сущность соц-гии религии

Религия - явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его исто­рии и охватывающее до настоящего времени значительную часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни.

Социология религии явл. составной частью социологии.

Рассмотрение проблем религии Контом осуществляется в контексте решения им общих социологических проблем. Непосредственно научным исследованием религии с социологических позиций занимались Вебер и Дюркгейм. Именно они являются основоположниками социологии религии как относительно самостоятельной отрасли знания в рамках религиоведении.

Вебер представляет религию как пер­вичную основу ценностей и в этом качестве она является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значения и цели. В своих работах Вебер доказывал не только влияние религиозного фактора на становление тех или иных социальных отношений, но и влияние социального фактора на формирование того или иного типа религии.

Принципиально иной подход к задачам исследования религии демонстрирует Дюркгейм. Специфика исследования религии в системе Дюркгейма вытекает из общих принципов получения социологического знания. По его мнению, социология основывается на познании социальных факторов. Он рассматривает религию как созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определённых социальных потребностей. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ существования людей. Дюркгейм даёт расширенную трактовку религии, по сути дела, отождествляя социальное и религиозное.