28. Сущность интервьюирования
Одним из наиболее распространенных в социологических исследованиях является метод опроса, осуществляемый путем диалога между исследователем и респондентом в виде формализованных вопросов и ответов. Своими корнями опрашивания идет вглубь истории цивилизации. Как объект, для изучения которого применяется опрос, может выступать социальное сообщество, группа, коллектив, индивид. Различают три разновидности опрашивания: 1) анкетирование, 2) интервью, 3) социометрический опрос. В украинской социологии опрашивания длительное время недооценивалось и начало использоваться лишь с 60-х лет прошлого столетия, да и то недостаточно. В данное время оно стало популярнейшим методом сбора первичной социологической информации.
Интервью - метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом за специально составленным опросником (бланком интервью), который предназначен не для респондента, а для интервьюера (общее руководство к беседе, или как текст, который сообщается респонденту). Свободное интервью представляет собой продолжительную многочасовую беседу. Его применяют на начальном этапе исследовательский приемов информацию. Преимущество его в потому, что благодаря непосредственному контакту с респондентом является возможность видоизменять вопрос соответственно получаемым ответам, ставить; дополнительные вопросы, уточнять ответа и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кроме того, непосредственный контакт с респондентом разрешает фиксировать не только содержание ответов, но и их подтекст, эмоциональная окраска, особенности интонации, внешнюю реакцию.
Свободное интервью представляет собой длительную многочасовую беседу. Его применяют на начальном этапе исследования. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Интервьюер может задавать все вопросы, которые считает нужными, в любой формулировке и последовательности. Задаётся лишь тема: интервью.
Глубинное интервью. Оно отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей тематики беседы, заранее задаётся также определённый круг вопросов, на которые следует получить ответ.
Фокусированное (направленное) интервью. Его задача – изучение конкретной ситуации. Интервью бывает как с открытыми, так и с закрытыми вопросами.
Интервью близко к анкетированию. Классическим примером его может служить опрос при переписях населения. Оно применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминалистике.
Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации.
- II.Аналитические вопросы
- 1.Сущность социологии как науки
- 2. Возникновение социологии как науки
- 4. Задачи современной социологии.
- 5. Роль и место социологии в системе гуманитарных и общественных наук.
- 6. Значение изучения социологии в вузе.
- 7. Основные направления исследований в современной социологии.
- 8. Общая характеристика отраслей социологии.
- 9. Основные уровни исследований в зарубежной социологии.
- 10. Философы древности о строении общества.
- 11. Вклад о. Конта в развитие социологии.
- 12. Вклад Спенсера в развитие социологии
- 13. Вклад Мальтуса в развитие соц-гии
- 14. Вклад Дюркгейма в развитие соц-гии
- 15. Вклад Вебера в развитие соц-гии
- 16. Современная трактовка теории функционализма
- 17. Современная трактовка теории конфликтов
- 18. Сущность теории Тофлеров
- 19. Общ характеристика социологических теорий общения
- 20. Сущность теории обмена Хоманса
- 21. Сущность теории справедливости Хьюсмана
- 3 Аксиомы справедливости:
- 3 Пути восстановления справедливости:
- 22. Сущность теории социальной драматургии Гоффмана
- 23.Суть символического интеракционизма д. Мида
- 24. Значение и виды социологических исследований
- 25. Сущность анализа документов.
- 26.Сущность наблюдения.
- 27.Сущность анкетирования.
- 28. Сущность интервьюирования
- 29. Сущность социометрического опроса.
- 30.Сущность социального эксперимента.
- 31. Классификация вопросов, используемых при анкетировании и интервьюировании.
- 32. Общество, как социальная система
- 33. Структура социологических знаний.
- 34. Сущность социальных институтов
- 35. Сущность и виды социальных связей
- 36. Теории социальной стратификации
- 37. Сущность и виды социальных групп
- 38.Программа соц. Исследования
- 1. Методологический (Теоретический).
- 39. Признаки коллектива, принципы его формирования
- 40. Сущность понятия «социальная роль»
- 41. Сущность понятия «соц. Статус»
- 42. Связь соц. Ролей и соц. Статусов
- 43. Социализация личности
- 44. Сущность теории социального действия м.Вебера
- 45. Сущность понятия «социальные факты»
- 46.Сущность Концепции идеальных типов
- 47.Сущность понятия Экономическая рациональность
- 48. Сущность экономической социологии
- 49. Сущность социологии труда и управления
- 50. Сущность социологии культуры
- 51. Сущность соц-гии политики
- 52. Сущность соц-гии религии
- 53. Конформизм
- 54. Сущность соц-гии конфликта
- Аналитические вопросы
- 1.Сравнить понятия «человек» и «личность»
- 2. Опрос и наблюдение
- 3. Анализ документов и социальный эксперимент.
- 4. Наблюдение и социальный эксперимент.
- 5.Социометрический опрос и соц. Эксперимент
- 6. Анализ документов и опрос
- 7. Анализ документов и наблюдение
- 9. Сравнить содержательные и функциональные вопросы.
- 10. Сравните количественные и качественные исследования.
- 11. Общество и общность.
- 13. Социальная роль и соц. Статус
- 14. Сравните теории функционализма и конфликтов.
- 15. Теории обмена и соц. Драматургии
- 16. Символический интеракционизм и теория обмена
- 17. Теории справедливости и соц. Драматургии
- 18. Сравните теории символический интеракционизм и соц. Драматургии.
- 19. Целерациональное действие и ценностно-рациональное действие.
- 20. Сравните понятия «аффективное действие» и «традиционное действие».
- 21. Сравните понятия «коллектив» и «группа».
- 22. Сравните понятия «открытая» и «закрытая» система стратификации.
- 23. Сравните понятия открытые и закрытые вопросы
- 24. Сравните содержательные и функциональные вопросы
- 25. Сравните понятия функционально-психологические и кoнтактные вопросы
- 26. Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры
- 27. Сравните понятия мобильность и маргинальность общества
- 28. Сравните понятия высший, средний и низший класс общества
- 29 Сравните понятия ценностные ориентации и социальные установки.
- 30. Сравните понятия аграрная волна и индустриальная волна развития цивилизации
- 31. Сравните понятия индустриальная волна и информационная волна развития цивилизации
- 32. Сравните понятия ролевые ожидания и соц. Нормы
- 33. Сравните понятия конвенциальные и межличностные роли
- 34. Сравните теологическую, метафизическую и научную стадии развития человечества
- 35. Сравните понятия соц статика и соц динамика
- 36. Сравните понятия «общество индустриального типа» и «общество военного типа»
- 37. Сравните понятия механическая и органическая солидарность
- 38. Сравните понятия морфологические и духовные факты.
- 39. Сравните понятия культура и цивилизация
- 40. Сравните понятия политика и власть
- 41. Сравните понятия рынок труда и мотивация труда
- 42. Сравните понятия руководство и лидерство
- 43. Сравните понятия культура и организационная культура
- 44. Сравните понятия религия и атеизм
- 45. Сравните понятие вера и суеверие
- 46. Сравните понятие религиозность и псевдо-религиозность
- 48. Сравните понятия коллективизм и конформизм
- 49. Сравните понятия конформизм и нонконформизм
- 50. Сравните понятия класс и страта
- 51. Сравните понятия внутриличностный и межлич-ностный конфликт
- 52. Сравните понятия компромисс и конфронтация
- 53. Сравните понятия культура и национальная культура
- 54. Сравните понятия культура и молодежная культура