logo search
УП_социология_юф_эфм_эфэ_фтд

Глава 5. Социология конфликта

    1. Понятие конфликта. Его социальные предпосылки

Конфликт (от латинского - confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновения могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает “зоны кризиса”. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт. Социологи марксистской и немарксистской ориентации отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами.

Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские философы в VII-VI в.в. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли.

Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла его работа “Исследование о природе и причинах богатства народов”, где он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г.Гегель. Одной из их причин он считал социальную поляризацию между “накоплением богатства” и “привязанным к труду классом”.

Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживался немецкий социолог М. Вебер, австрийский социолог Л. Гумплович и другие с позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются, прежде всего, социальным неравенством проявляются в классовой борьбе.

Есть и иные объяснения социальных конфликтов. Так, немецкий мыслитель Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие взаимосвязанные стороны. Он писал, что конфликт очищает воздух.

Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в XX в. при этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества. Представители функционализма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества.

В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Наиболее известными представителями этого направления являются Ральф Дарендорф, Льюис Козер, К.Э. Боулдинг и другие.

Ральф Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтной модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт каждый момент. По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов часто лежат политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господствующие и подчиненные. А отсюда и противоречия их интересов. Неравенство социальных позиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами деятельности других людей. Согласно Дарендорфу, подавление и отмена конфликта ведет к его обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт.

Американский социолог Льюис Козер в своих работах “Функции социальных конфликтов”, “Продолжение исследования социального конфликта” обосновывает свою теорию позитивно-функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимает “борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника”.

Козер подчеркивает, что любому обществу присущи неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность членов общества, порождающие напряженность между индивидами и социальными группами. Эта напряженность нередко разрешается через различные конфликты.

В целом зарубежные социологи далеко продвинулись в изучении социальных конфликтов. В исследованиях же советских ученых, прежде всего, подчеркивалась материально-экономическая и классовая природа конфликта.

Представляется целесообразной классификация, выделяющая следующие группы основных причин конфликтов:

1) ограниченность ресурсов - их качественная и количественная сторона;

2) различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы; в приведенном выше примере - это взаимозависимость в удовлетворении сексуальных потребностей);

3) различия в целях;

4) различия в представлениях и ценностях;

5) различия в манере поведения и жизненном опыте;

6) неудовлетворительные коммуникации;

7) личностные особенности участников столкновений.