logo search
УП_социология_юф_эфм_эфэ_фтд

6.4. Автократическая и демократическая политические культуры

Для автократической политической культуры характерно восприятие власти как отношений господства и подчинения. Власть приэтом определяется свойствами доминирования и преимущества («обладать властью», «подчинятся власти»), которые можно приписатьправящей группе. Бытие власти связывается исключительно с данной группой или лицом. В соответствии с этим стереотипом автократ оперирует таким видением общества, в котором люди могут быть либо субъектами, либо объектами власти, а отношения между руководителями и подчиненными строятся только по принципу иерархии. Тем самым автократ явно или неявно соглашается с идеей и идеалом социальной иерархии и существованием привилегированных групп в обществе. Вершина социальной и политической иерархии воспринимается в категориях «мы» или «они». На этом принципе строятся, в свою очередь, различные пласты политической мифологии, которая образует следующий объект социологического и политологического анализа.

Для демократической политической культуры свойственно восприятие власти как взаимодействия между руководителями и подчиненными. Демократ оперирует таким видением общества, в котором люди независимо от социального положения и функции являются одновременно субъектами и объектами власти. Она рассматривается как процесс воплощения политических ценностей и норм. При подобном видении общества и власти идея иерархии отвергается. Отношения между руководителями и подчиненными строятся по горизонтали, а не по вертикали. Демократ пользуется понятием рационального авторитета по отношению к руководящим структурам и лицам и отвергает существование привилегированных групп социальной структуры.

Любая политическая культура включает:

  1. Культурное наследство общества в сфере политических отношений, институтов и сознания.

  2. Более или менее конвенциональный идеал политического поведения личности.

  3. Совокупность политических ценностей и политических норм, связанных с отношением между властью и гражданами, так что это отношение может оцениваться с точки зрения реализации вечных политических ценностей.

Россия синтезирует ценности восточного и западного типов, но в своеобразных сочетаниях, например, не таких, как Япония, совершившая технологический рывок в сообщество ведущих индустриальных держав. Политические последствия послевоенной оккупации Японии позволили укоренить в её политической культуре значительный объем либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Очевидно, что синтез восточной и западной политических культур – типичный для настоящего времени процесс. Тем не менее, он остается недостаточно изученным.

Проявления наиболее существенных различий в ценностных ориентациях политических культур различных стран Запада и Востока могут быть сгруппированы в самом общем виде. Мы постараемся представить данные политических ценностей Востока и Запада, позиционируя при этом российскую политическую культуру:

Таблица 1